Стягъ

Switch to desktop Register Login

27 Нояб

Движение исторической реконструкции и исторического фехтования: из прошлого в будущее



История движения
Движение исторической реконструкции и исторического фехтования появилось в ряде европейских стран более ста лет назад. В настоящее время оно существует и как общественное движение, и как форма досуга многих тысяч людей. Главной задачей движения считается максимально точное воспроизведение исторических событий, комплексная реконструкция различных аспектов матери¬альной и духовной культуры прошлого. Молодые люди в свободное время изучают фольклор, историю и мифологию, изготавливают по древним технологиям и образцам исторические костюмы, предметы быта, оружие и украшения. Организуются слеты, фестивали, ярмарки, турниры, путешествия на точных копиях древних судов, состязания в исторических единоборствах. Существуют действующие копии исторических поселений, где участники движения и туристы могут пожить жизнью своих предков, погрузиться в атмосферу древней культуры, узнать и ощутить многое, известное нам только по историческим книгам. Участники движения пользуются научным и археологическим материалом для максимально точной реконструкции, чтобы не сочинять прошлое, а понять и почувствовать дух подлинной истории.
В России первые группы военно-исторической реконструкции начали появляться в середине в 1980-х гг. во времена перестройки. Молодые люди, студенты и пре-подаватели вузов, начинающие педагоги, серьезно увлеченные историей, в свободное от учебы и работы время начали изучать возможность реконструировать исторические события во всей полноте взаимодействия матери¬альной и духовной культуры. При этом необходимо было освоить не только технику исторических единоборств, но и реконструировать древний костюм, обряды, праздники, фольклор, мифологию, быт — все то, что и составляло подлинно народную культуру и окружало наших далеких предков.
Одной из первых форм объединений подобных идеалистов стали военно-исторические общества. Выражение «военно-исторический» тогда означало всего лишь любовь к военной истории. И в первую очередь, любовь к эпохе Наполеоновских войн.
Именно наполеонисты стали тем фундаментом, на котором впоследствии в России зародилось реконструк-торское движение и такое уникальное явление, как спортивное историческое фехтование. Члены клубов шили униформу, изготовляли модели оружия (не только холодного, но и огнестрельного) и один раз в год выезжали на фестиваль «Бородино». Зачастую клубы занимались реконструкцией отдельных полков (обычно тех, которые действительно существовали в 1812 году в их городе) и выезжали на фестиваль небольшими компаниями, имитировавшими отдельные воинские подразделения.
В Москве появились «Лейб-гренадеры» (1988, руководитель В.И.Семченко), «Московский гренадер» (1988, группа создана по инициативе А.М. Вальковича, в последующие годы руководимый О.Г. Леоновым, И.Э.Ульяновым), «Литовские уланы», составившие затем конный клуб «Аванпост» (1989, руководитель С.Г. Уланович). В 1989-1991 действовала Федерации военно-исторических клубов при Щ ВЛКСМ, которая впервые в СССР организовала поход по местам сражений Отечественной войны 1812 года. С 1988 года ежегодно стали проводится военно-исторические праздники на Бородинском поле с участием членов военно-исторических клубов и групп реконструкции. В 1991 создана Межрегиональная военно-историческая ассоциация (президент А.М. Валькович; государственную регистрацию получила в 1992)), в состав которой вошли московские военно-исторические клубы и объединения, и группы реконструкции из различных регионов России. В 1997 после объединения с военно-историческим клубами Беларуси и Украины преобразована в Международную военно-историческую ассоциацию (МВИА, президент А. М. Валькович), одно из самых крупных военно-исторических объединений России, где состоит до двух тысяч любителей военной старины, людей различных возрастов и профессий, изучающих военную историю России и особый интерес испытывающих к событиям Отечественной войны 1812 года. В 1996 официально зарегистрирована Военно-историческая ассоциация России (ВИАР, президент О.В. Соколов), созданная на основе Санкт-Петербургской городской военно-исторической ассоциации и ряде региональных военно-исторических клубов, которая в настоящее время заменена ОВИОД (смотрите далее). МВИА и ВИАР проводили военно-исторические фестивали, устраивали выставки, организововали ежегодные военно-исторические праздники на Бородинском поле, в Малоярославце и Вязьме, выезды членов групп реконструкции на места сражений Отечественной войны 1812 (Борисов (Березина)), Каунас (Неман), и места сражений эпохи наполеоновских войн за рубежом.
Параллельно шел подъем интереса к «заново открытым» славяно-горицким единоборствам, которыми вполне допускалось и даже приветствовалось использование холодного оружия на тренировках, а также к более романтической эпохе Средневековья. Постепенно в историко-реконструкторском и военно-историческом движении России сложилось большое разнообразие движений и стилей, которые могут быть сведены к следующим основным направлениям.
Средневековое историческое фехтование. Спортивное направление. Фехтование подразумевает под собой комплекс приемов и техник обращения с холодным оружием в поединке, историческое - подразумевает характер антуража, в рамках которого происходят соревнования, и преемственность воинских традиций наших предков. Участники данного направления в основном занимаются боями на мечах, саблях и других видах исторического холодного оружия, стрельбой из исторически достоверных луков, арбалетов и пищалей. Проводится ежегодно до 50 турниров в более чем 30 регионах России. В основном турниры проходят в рамках эпох раннего средневековья и охватывает по нашим оценкам до 15 тысяч человек. Клубы, занимающиеся историческим фехтованием, начали появляться в конце 1980-х годов. Независимо друг от друга они возникают в Москве, Санкт-Петербурге, Саратове, Туле, Ульяновске, Белгороде, Пензе и других городах Российской Федерации. Используя различные исторические источники, архивные, фольклорные и этнографические изыскания, археологические исследования, данные клубы постепенно начали создавать реконструкции доспехов, вооружения средневековой Руси, стран Европы, Скандинавии, Азии, различные системы ведения поединков на исторически обоснованных репликах холодного оружия: мечах, саблях, копьях, бердышах и т.д. Воссоздание доспеха (шлемы различных модификаций, нагрудный доспех, защита рук и ног) и оружия, освоение приемов владения историческим клинковым оружием позволило реконструировать средневековый поединок не только теоретически, но и осуществить его на практике.
Турниры по историческому фехтованию начали проходить с начала 1990-х годов. В 1992 году прошел Подмосковный Старо-Никольский турнир, 1993 году подобные соревнования состо-ялись в Саратове, Пензе, Белгороде. В 1994-95 г.г. известны соревнования в том же Белгороде, Ульяновске, Калининграде, Туле и Москве. Все они проходили несколько спонтанно, по собственным правилам, определявшими разные зоны поражения и подсчет очковой системы. В историческом фехтовании начала - середины 1990-х годов проходил своеобразный этап становления и унификации, где что-то приживалось, что-то отметалось навсегда. Однако этот процесс завершился во второй половине 1990-х годов. К этому моменту определились клубы, где особо интенсивно культивировалось историческое фехтование, и сложились свои самобытные и весьма интересные фехтовальные школы.
Во-первых, это Тула. С 1995 года несколько тульских клубов, в особенности «Железная Роза» (ныне - «Серебряный Грифон») и «Крепость» начали проводить ежегодные летние соревнования. Синтез хороших мастеров - реконструкторов в плане изготовления защитного доспеха и наработок в различных системах в историческом фехтовании как Руси (X - XVI вв.), так и Европы (XIV - XVI вв.) позволил вскоре городу оружейников стать официальным центром организованного в 1997 году при Федерации фехтования России Отделения исторического фехтования.
Поволжье. Здесь выделялись клубы в трех городах: Ульяновске, Пензе, Саратове. С 1996 года города Ульяновск и Пенза начали сдавать те позиции, которые занимали в начале 90-х годов. На передний план вышел саратовский клуб «Стальное Копье» (руководитель - Уткин С.Н.), который каждый год проводил крупные Поволжские региональные турниры по историческому фехтованию.
Москва. В Москве, больше, чем в каком-либо другом городе или регионе, действуют клубы, развивающие данное направ¬ление: «Варяг», «Братина», «Паладин», «Наследие Предков», «Аркона» и многие другие. На базе Историко-спортивного культурного комплекса «Сетуньский Стан» с 1995 года стали проходиться ежегодные международные рыцарские турниры и фестивали, на которые съез¬жались десятки и сотни спортсменов из различных регионов и стран ближнего и дальнего зарубежья. С 1997 года с момента официального учреждения Отделения исторического фехтования при Федерации фехтования России здесь проводятся официальные Чемпионаты России по историческому фехтованию «Меч России», на которых выявляются лучшие спортсмены - исторические фехтовальщики России. Первым председателем Отделения исторического фехтования стал руководитель тульской дружины «Крепость» Александр Евгеньевич Стеценко. В создании Федерации исторического фехтования России активное участие принимал И.Н. Панин, возглавлявший, кроме того, и «Объединение каскадеров «Мастер». Творческий союз этих двух структур - объединения каскадеров и Федерации исторического фехтования (ФИФ) - позволил проводить зрелищные турниры и иные мероприятия, где зритель мог наблюдать не только поединки рыцарей, но и разнообразные трюки, созданные профессионалами. Про¬веденная в том же году конференция определила правила турниров по системе ФИФ, их место и время проведения. Были зарегистрированы региональные отделения ФИФ, из¬браны их лидеры и т.д. Отличительной чертой того течения внутри исторического фехтования, которое представляет Федерация, является стремление к превращению хобби в спорт, желательно еще и официально признанный. К примеру, Федерация выдает звания кандидатов в мастера спорта и мастеров спорта по историческому фехтованию. Руководство ФИФ несколько раз обращалась к соответствующим специальным органам Госкомспорта России с просьбой признать историческое фехтование видом спорта. Федерация действует не только на территории России. Ее отделения есть на Украине и в Белоруссии. Несколько раз проводились товарищеские встречи сборных команд по историческому фехтованию России и Украины. Несмотря на то, что в последнее время существует движение клубов, недовольных структурой и правилами ФИФ, тем не менее «Меч России» и сама Федерация остаются на данный мо¬мент одним из самых значимых явлений в спортивном на¬правлении военно-исторического движения.
С возникновением клубов, находившихся в оппозиции к Федерации исторического фехтования, либо просто не желающих ограничивать свою деятельность только спортив-ными турнирами, многие участники в силу идеологических разногласий не могли уже посещать мероприятия ФИФ.
Подобное положение вещей привело в 2003 году к со¬зданию структуры, параллельной ФИФ - Ассоциации Европейских Средневековых Боевых Искусств, АЕСБИ. Соответственно, вошедшие в Ассоциацию клубы создали свои собственные турнирные правила (отличные от правил ФИФ) и начали организовывать собственные турниры. Санкт-Петербургская региональная молодежная общественная организация Ассоциация европейских средневековых боевых искусств являлась организатором многих масштабных военно-исторических мероприятий. Под эгидой Ассоциации ежегодно проводятся соревнования на «Кубок АЕСБИ» -цикл турниров по европейским средневековым боевым ис¬кусствам в разных городах России (Санкт-Петербурге, Москве, Саратове, Туле, Калининграде). Силами Ассоциации в сотрудничестве с администрацией музея-заповедника «Крепость Корела» регулярно проводится всероссийский фестиваль групп реконструкции средневековья «Русская Крепость».
В 2004 году пять крупных московских клубов («Байард», «Золотые леса», «Гастингс», «Семаргл» и «Аскольд») заявили о создании Ассоциации клубов исторического фехтования, АКИФ. Основной упор клубы АКИФ делают на популяризацию именно исторического фехтования, что не так уж и сложно, учитывая, что, к примеру, члены клуба «Байард» - завсегдатаи среди призовых мест на большинстве турниров.
К 2006 году АКИФ пришла с солидным багажом проведенных мероприятий: Открытый чемпионат Москвы по ис¬торическому фехтованию «Рыцарский Вызов-2005», серия семинаров по тур¬нирному судейству, организован фестиваль «Весенние маневры-2005». 26 ноября состоялся «Стальной кубок-2005», выступления в Центре ремесел «Русское Подворье», на Масленице в Коломенском парке и на праздновании Студенческой весны в МГУ им. М.В. Ломоносова.
Направление Ролевых игр.Самое многочисленное. Насяду с фентезийными играми проводится огромное количество игр на исторические темы. В ролевые исторические игры по всей стране играют по нашим сведениям до 200 тысяч человек.
Направление зародилось в конце 80-х начале 90-х годов. Основные центры данного направления: Москва, Казань, Красноярск, Новосибирск. Изначальные лидеры движения: Батыршин Б., Нечаев А., Тутов А. и др. Самые большие игры «Хоббитские» проводятся с 1991 года. По некоторым данным в них ежегодно принимают участие до 50 тысяч участников. Практикуется фехтование на деревянном и пластиковом клинковом оружии.

Фестивально-реконструкторское направление.Данное направление подразумевает максимально адекватное воссоздание материальных ценностей эпохи, на которой специализируется отдельно взятый клуб или сообщество. Если для спортсменов от исторического фехтования меч - это в первую очередь спортивный инвентарь, призванный иметь тактико-технические характеристики, обеспечивающие владельцу победу в турнире, то для историка-реконструктора куда важнее соответствие оружия существующим историческим аналогам.
Реконструкторский подход, во многом более требовательный, позволяет добиться не только большей зрелищности, но и создать большее «погружение в эпоху» у их участников. А осознание того, что костюм выглядит средневековым не только с расстояния в пять метров, но и даже при внимательном близком изучении, способно подарить владельцу не одну минуту гордости перед одетыми в синтетику «коллегами».
Типичным проявлением для данного направления являются устраиваемые ежегодно фестивали. Делится на исторические фестивали по основным эпохам и датам; привязанности к месту событий; реконструкции походов
Нередко они проводятся в средневековых крепостях, которые сохранились в западных регионах нашей страны и наших ближайших соседей.
Основные эпохи и фестивали:
• Древняя Русь 1Х-Х1 вв. - «Старая Ладога», «Русборг» и др.;
• Невская Битва XII - XIV вв. - «Ледовое побоище»;
• Куликовская Битва XIV-XV вв. - «Рыцарский замок», «Куликово поле», «Железный град», «Весенние ристания»;
• Смутное Время XVI-XVII вв. - «Каменец», «Азов» и др.;
• Эпоха Петра Великого XVIII в. - «Нарва»;
• Отечественная война 1812 г. - «Бородино», «Малоярославец» и др.
Остановимся несколько подробнее на некоторых из фестивалей. Одним из самых известных фестивалей на территории России является ежегодный фестиваль в Вы-боргском замке (г. Выборг Ленинградской области), организуемый клубами «Княжеская дружина» и «Приорство ордена Северного Храма» (в просторечии - тамплиеры).
Кроме того, каждый год в течение 10 лет в Тульской области проводится фестиваль «Поле Куликово», посвященный реконструкции великого сражения между войском Золотой Орды и войском великого князя московского Дмитрия Донского (1380 год). В программу фестиваля входят конкурсы доспехов, костюмов, показательные выступления разнообразных клубов со всех концов экс-СССР, крупномасштабные сражения между «русским» и «ордынским» воинствами. Так же стоит упомянуть и фестиваль «Русская крепость», проводимый на территории музея-крепости «Корела» (г. Приозерск Ленинградской области).
Наши бывшие соседи по СССР тоже могут похвастаться крупными фестивалями. Самый известный, пожалуй, «Белый замок», организуемый минским клубом «Орден Северного Храма». Туда приезжают участники не только из самой Белоруссии и стран бывшего СССР, но и гости из Польши. В Крыму, ныне принадлежащем Украине, в старой генуэзской крепости в городе Судак проводится ежегодный фестиваль «Генуэзский шлем».
Кроме групповых турниров, бугуртов (массовых схватках вооруженных холодным оружием противников стенка на стенку), на реконструкторских фестивалях также проводятся индивидуальные турниры. Однако долгое время эта составляющая была представлена куда менее обширно, чем на мероприятиях исторического фехтования.
Кроме этих фестивалей, отражающих основные вехи в военной истории России, проводятся многочисленные исторические фестивали, привязанные к конкретному месту: «Старая Рязань» (Рязань), «Весенние ристания» (Саранск) и др. Данные фестивали характеризуются тем, что наиболее полно пытаются отражать историческую эпоху. Здесь реконструируют не только военную, но и бытовую, музыкальную, частично духовную культуру. Проходятся научные семинары по проблемам истории и культуры.
Данным направлением исторической реконструкции в России занимаются до 200 клубов с общим количеством участников до 10 тысяч человек. Ведущие клубы: «Княжеская дружина» (Санкт-Петербург, руководитель -Васин П.В.), «Наследие Предков» (Москва, руководитель - Попов П.), «Засека» (Пенза, руководитель - Погорелов Е.В.), «Дружина Витязь» (Ульяновск, руководитель -Пешне А.В.), «Владычный полк» (Саранск, руководитель -Лошкарев И.А.) и др.
Попыткой создания некоей универсальной организации, объединившей бы все существующие клубы исторической реконструкции в масштабах страны явилось создание в 2006 году Общероссийского военно-исторического общественного движения (ОВИОД). Президентом данного движения избран Олег Валерьевич Соколов, Председателем Совета - Виктор Николаевич Батурин. Движение активно набирает сторонников в регионах Российской Федерации. Так сайт движения сообщает, что на конец 2007 года действует 51 филиал в различных субъектах России. ОВИОД проводит и организует серьезные историко-реконструкторские мероприятия, опираясь на крупные целевые спонсорские средства. В отличие от других общественных ассоциаций и движений, руководство ОВИОД старается компенсировать участникам фестивалей стоимость дороги и проживания, что делает мероприятия проводимые под эгидой ОВИОД весьма привлекательными и успешными. К сожалению, и в уставе и в декларации ОВИОД и других программных документах отсутствуют высокие патриотические идеалы, что рисует перспективу движения весьма туманной.Так, согласно Устава, основными целями деятельности Движения являются «изучение военной истории России и других стран, популяризация военно-исторических знаний и деятельности групп военно-исторической реконструкции, представление и защита прав и законных интересов участников Движения.
Основными задачами Движения являются:
• объединение военно-исторических и военно-патриотических организаций России;
• координация деятельности структурных подразделений Движения в области изучения военной истории и военных традиций России и других стран;
• научное обеспечение деятельности структурных подразделений Движения;
• содействие удовлетворению профессиональных и любительских интересов участников Движения в рамках ее уставной деятельности;
• укрепление партнерских связей с военно-историческими клубами зарубежных стран».
Историко-патриотическое воспитательное направление. Данное направление характеризуется легализированными и государственно зарегистрированными историко-реконструкторскими и молодежными движениями, преследующими высокие цели духовного и патриотического воспитания молодежи. Данные клубы активно взаимодействуют на местах с органами власти по делам молодежи, участвуют в государственных праздниках и мероприятиях, пользуются государственной поддержкой на проведение социально-значимых фестивалей, обучающих лагерей и т.д. Руководители данных клубов, как правило, являются педагогическими работниками дополнительной системы образования и проведены как руководители соответствующих кружков. По нашим оценкам данных клубов-кружков в России около 1000, в которых занимаются до 40 000 детей и молодежи. Ведущие центры данного направления: Мос¬ква, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Саранск, Пенза, Саратов, Ижевск, Киров и т.д.
Нужно при этом учитывать, что в рамках данного направления действуют большое количество военно-спортивных и патриотических объединений, в которых история и реконструкция занимают лишь часть воспитательного процесса. Характерной особенностью данных клубов является твердые духовно-патриотические традиции, основанные на глубоком знании истории России, как нашей Родины и Православия, как духовного хребта русской нации. Успешная работа в этом направлении ведется в КИРИСФ «Владычный полк» (Саранск), КИР «Тверской Спас» (Тверь), ДКК «Богатырская слобода» (Тольятти).
Духовно-культурный кремль «Богатырская Слобода» представляет собой необыкновенный архитектурный комплекс, созидаемый в исконных традициях древнерусского деревянного зодчества в самом живописном месте Жигулевских гор на берегу красавицы Усы, притока Волги. Цель проекта - воссоздать уникальный феномен высоконравственной культуры Святой Руси для широкого применения ее достижений в области возрождения святоотеческой педагогики. Автором и идейным наставником Проекта является иеромонах Феоктист (Петров). Сайт Правительства Самарской области сообщает, что данный Проект реализуется для того, чтобы «открыть дорогим соотечественникам в ярком наглядном образе и примере, почти утерян¬ное, великое богатство духовно-культурного наследия древнерусской цивилизации. Объяснить тайну загадки русской души на бесчисленных героических примерах жертвенной любви благородных защитников и устроителей Отечества. Помочь современной молодежи увидеть возвышенные народные идеалы и через все эти историчес¬кие ценности вернуть глубокое и искреннее уважение к родной земле. А также зародить у юных граждан России доброе и полезное желание чистой, созидательной и творческой жизни. Поэтому самой дорогой жемчужиной и сердцем проекта является развитие экспериментальной образовательной площадки возрождения отечественного мужского патриотического воспитания юношей на основе круглогодично действующей «Всероссийской школы православной культуры «Русский Богатырь», устроенный по типу древнерусского кадетского корпуса для подготовки воспитанников к прохождению службы в элитных подразделениях отечественного спецназа. Школа является участником целевой областной программы «Патриотическое воспитание молодежи Самарской гу¬бернии на 2002-2005 год».
Театрализованное направление.Клубов, которые специализируются только на этом направлении немного. Основная цель данных клубов - организация специализи¬рованных выступлений и программ, приуроченных к различным мероприятиям: общегосударственные праздники, дни города, корпоративные мероприятия и др. Численность участников доходит до 2 тысяч человек. Ведущий клуб -«Серебряный волк» (Москва, руководитель Макаров М.).
Этнографо-реконструкторское направление.Клубы и объединения мастеров и ремесленников. Работают на все слои населения, продолжают дела ремесленников прошлых лет. Участвуют в ярмарках, фестивалях народных ремесел и пр. Данным направлением охвачены до 5 тысяч народных мастеров и умельцев. Ведущие мастера по реконструкции военной и бытовой культуры - Афанасьев А., Купченков А., Каймин А., Шолош А., Веклюк Г., Пальгов А. и др.
Одной из разновидностей данного направления явля¬ется появление молодежных историко-реконструкторских клубов, воссоздающих национальные традиции воинских искусств и быт народов, населявших Россию много веков назад. Это особенно характерно для национальных республик России, таких как Башкортостан, Татарстан, Мордовия, Марий Эл и других. Так, например, в Мордовии на базе Поволжского центра культур финно-угорских народов России действует клуб национальных мордовских единоборств «Акши келу». В некоторых случаях, национально ориентированные историко-реконструкторские клубы пытаются наряду с традиционными единоборствами возрождать и традиционную языческую религию. Все это делает данные клубы узко национально направленными и, подчас, способствует искаженному воспитанию молодежи в националистическом духе.
Живая история.
В последние несколько лет, ввиду знакомства с западными традициями исторической реконструкции набирает популярность формат «живой истории». «Живая история» подразумевает такую же степень приближения к быту воссоздаваемой эпохи, как и классическая историческая реконструкция. Однако, помимо воссоздания предметов материальной культуры (как то: доспехов, оружия, костюмов, домашней утвари и т.д.), «живая история» подразумевает еще и воссоздание как такового быта эпохи.
То есть, участники мероприятий «живой истории» живут по нескольку дней в жилищах, воссоздающих строения соответствующей исторической эпохи. Они готовят еду в соответствии со старинными рецептами и технологиями (причем вы не найдете тут картофеля или других, не аутентичных средневековью продуктов), живут без телевидения, Интернета и электричества. Даже общаться друг с другом реконструкторы стараются «в духе эпохи» (в этом смысле движение «Живая история» близко к Ролевым играм живого действия). Подобное времяпрепровождение вполне может быть хорошим отдыхом для любого человека, уставшего от ежедневной унылой офисной рутины.
Клубов и организаций, занимающихся «живой историей», в России пока еще немного. Да и сам формат достаточно нов и многие методики и технологии еще не опробованы. Пожалуй, самым крупной организацией клубов «Живой истории» в России является Alliance of Crown. В него входит несколько клубов, специализирующихся преимущественно на европейской средневековой истории (в рамках самого Альянса выделяются два направления: 1361-1420 гг. и 1420-1487 гг.).
В последнее время многие элементы формата «живой истории» активно применяются и на фестивалях исторической реконструкции. Подобная практика хотя и ужесточает требования к участникам, но зато увеличивает зрелищность мероприятия, в полной мере позволяя поверить в то, что где-то рядом с тобой действительно ожило историческое прошлое. Формат «живой истории», возможно, представляет собой наиболее перспективный путь развития исторической реконструкции. Он сочетает в себе лучшие черты не только собственно реконструкции и спортивно¬го исторического фехтования, но и исторических ролевых игр живого действия. Он позволяет при необходимости включать другие культурно-развлекательные элементы и, кроме того, несет немалый потенциал для коммерческого использования.
Проблемы движения
В настоящее время объединение всех направлений не возможно. Во-первых, слишком разные задачи ставят перед собой клубы. Так, ролевики, не стремятся к объединению с чисто историческими клубами, потому что их основная цель - игра, а не углубленное изучение истории. Во-вторых, нужно понимать - слишком различны эпохи в тысячелетней истории России. И фестивали по раннему средневековью не всегда интересны клубам по реконструкции войн XVI-XVII или же XX веков. В-третьих, слишком по-разному понимают руководители движений и клубов проблемы воспитания молодого поколения в духе патриотизма и традиционных духовных ценностей, прежде всего Православия. Исходя из вышесказанного, были выявлены некоторые проблемные зоны в историко-реконструкторском движении России, которые могут быть сведены к следующим моментам:
- в историко-реконструкторском движении России не выработано единого воспитательного патриотического предложения и цели движения в целом;
- не до конца продуманная форма государственной регистрации того или иного историко-реконструкторского движения или клуба приводит подчас к самоизоляции, малой социализации, а также моментам дивеантного поведения некоторых представителей историко-реконструкторских клубов;
- разница в реальном социально-экономическом развитии регионов и структуре государственной региональной молодежной политики являются кардинальным препятствием для формирования молодежных историко-патриотических союзов, конфедераций или ассоциаций общероссийского или межрегионального характера;
- обособленность развития историко-реконструкторских клубов связана не только со временем избрания реконструируемого периода Российской или мировой истории,но и с этническим и религиозным многообразием России. Это, в частности, характерно для малых народов России Поволжского региона и связано с попыткой части националистически настроенной интеллигенции возродить архаические этнические (языческие) религиозные культы.
Перспективы движения
При должной поддержке и организации это движение может стать для многих людей прекрасной формой досуга, средством наглядного образования и патриотического воспитания, базой для профессиональной ориентации и работы в системе исторического туризма, который может дать нашей стране немалый доход и новые международ¬ные связи. Одной из существенных перспектив в молодежном историко-реконструкторском движении России является вопрос нахождения такой исторической плоскости, где наиболее полно отражались единые духовно-нравственные, социально-экономические, бытовые и культурные традиции развития народов России. Но ответить на этот вопрос и разрешить его внятно на годы вперед возможно будет лишь после того, как будет выработана и официально поддержана государственная стратегия России по духовно-патриотическому воспитанию населения.
При подготовке настоящей публикации использованы статьи В. Турусова, И. Ульянова, Э. Будагян, А. Требунского, а также материалы сайтов:
ФИФ РФ - сайт Федерации Исторического Фехтования РФ
АЕСБИ - сайт Ассоциации Европейских Средневековых Боевых Искусств –
ОВИОД - сайт Общероссийского военно-исторического общественного движения –
МВИА - Международная Военно-Историческая Ассоциация
АКИФ - сайт Ассоциации Клубов Исторического Фехтования
Alliance of the Crown - сайт Ассоциации клубов «живой истории» -
Ассоциация «Гардарика»
Клуб «Берн» - клуб «Берн»
Клуб «Гастингс»
Клуб «Княжий Гриф» -
Клуб «Княжья дружина»
Клуб «Орден Северного Храма»
Княжество Рязанское
Источник: Газета-буклет "Свиток", №6, 2009 г.
Оцените материал
(1 Голосовать)