Стягъ

Switch to desktop Register Login

05 Янв

Уезжают, улетают мужики

Опубликовано в Современность


Полтора десятилетия унижений и нищеты вытравили из людей уважение не только к государственной власти, но и символам Родины: гербу, флагу, гимну.
Полтора десятилетия молодежи и подросткам вдалбливали, что слова «патриот и патриотизм» - это последнее прибежище негодяев.
Полтора десятилетия либеральные СМИ низвергали с пьедесталов героев-молодогвардейцев и Александра Матросова, Зою Космодемьянскую и Николая Гастелло.
А к 60-летию Великой Победы по сценарию западных спецслужб российский телеэфир был наводнен мерзостью о том, что фашизм – чуму 20-го века одолел не советский народ, не сыновья и дочери великого Советского Союза, а штрафбаты и «бубновые тузы» из лагерной зоны.
Газетные и телевизионные помои о «деспотизме» советского прошлого, реклама о «поле чудес» в настоящем, развал великой державы и стремление баев и беев с помощью национального фанатизма на юге и востоке России развалить и ее саму, основательно подорвали некогда светлые идеалы патриотизма и беззаветного служения родине.
Подорвали настолько, что 90 процентов призывников всеми правдами и неправдами «косят» от священной обязанности. А «Рабоче-крестьянская армия», в строю которой днем с огнем не увидишь сыновей магнатов или олигархов, не желает подставлять свою грудь за интересы воров и грабителей Родины.
Нравственный террор и нигилизм, который осуществляло министерство капиталистической пропаганды в умах миллионов людей, развалил не только советское мировоззрение о первичности интересов родины над интересами личности, но и создал предпосылки огромной аморфности подрастающего поколения, которой «по барабану» их «светлое будущее», обещанное этому поколению полупьяным россиянцем.
Хоть и поздно, но спохватились в Кремле, что дальнейшее одурачивание народа и, особенно, молодежи, может иметь самые печальные последствия не только для России, но и для тех, кто ее временно узурпировал.
Наглядных примеров достаточно. Президент Киргизии Акаев, который «воспитывал» нацию на американский манер, с осени будет читать курс лекций не в Бишкеке, а в Московском университете. «Западенец» Кучма толи под домашним арестом, толи под подпиской о невыезде.
Страшно подумать, какой декрет в случае чего выдадут неблагодарные россияне Чубайсу или Немцову. Предвидение этого будущего вынудило кремлевских политтехнологов с величайшей осторожностью намекнуть народу, что негодяи - это те, кто по ту сторону патриотизма.
Президент даже стукнул кулаком, заявив, что пошлет всех «солдатских матерей» к той самой матери, если они возьмут еще хоть один доллар у товарища Сороса или у его специалистов по «цветным революциям». И впервые за 15 лет в бюджете страны выделены средства на воспитание государственного патриотизма. Средства эти смешные. 52 копейки на гражданина Российской Федерации!
«Солдатские мачехи» рыдают и хохочут одновременно. Рыдают – а ну, как и всерьез перекроют им «западный крантик на правозащитную деятельность по демонтажу Вооруженных сил путем поголовного дезертирства». А хохочут – сравнивая российский бюджет на патриотическое воспитание со средствами, выделенными им «на гуманизацию российской армии от отцовщины и дедовщины».
А патриотизм еще жив. Преданный «отцами и матерями нации», он зиждется на великих свершениях наших предков, на великой истории нашей бывшей великой страны, с развалом которой не может и не хочет мириться ни один порядочный гражданин. В городах и селах, поселках и деревнях России столичных и петербургских космополитов не то что не поймут, а, вероятно, побьют, если они будут доказывать, что родина это там, где есть жратва, выпивка и унитаз. Ни один деревенский не позволит говорить о родине с подобным цинизмом. И каждый, если не умом, то сердцем, понимает, что интересы государственной клики и интересы самого государства – суть разные категории.
Чтобы в этом убедиться, надо было посмотреть, с каким чувством восторга и боли воспринимали ленинградцы празднование 75-летия Воздушно – десантных Войск.
"ВДВ — Войска Дяди Васи", - так сами десантники говорят о себе. И в этой фразе заключена готовность в любое время дня и ночи, выполнить приказ, особая гордость за принадлежность к десантному братству и особая любовь, и уважение, к человеку, отдавшему войскам всего себя - Командующему Воздушно-десантными войсками генералу армии Василию Филипповичу Маргелову - человеку-легенде, десантнику №1.
2 августа «крылатая пехота» в голубых беретах «опустилась» на колтушскую землю. На школьном стадионе состоялся массовый праздник в ее честь. Жители волости - от мала до велика - заворожено смотрели за скоротечным рукопашным боем воздушной пехоты, награждали овациями и аплодисментами их ратное мастерство. Равнодушных не было. Отцы кряхтели, матери любовались, пацаны мечтали. И все вместе они ощущали на этом празднике пронзительное чувство гордости за свою Родину, которую охраняют вот такие сыновья, и за себя, за то, что это они дали Родине таких сыновей.
«Защитник Родины никогда не вырастит у материнской юбки, - обратился к колтушской молодежи бывший боец разведроты дивизии спецназа Туркестанского Военного Округа», а ныне – глава Колтушской администрации Эдуард Чирко. – Настанет время и каждый из вас должен уехать или улететь, чтобы попробовать вкус соленого пота и солдатской каши, без которых не мыслим ратный труд, и наука побеждать. Наша земля уважает сильных и справедливых. Инфантильные лоботрясы – это для городов. Справедливости мы вас научим. Силу физическую и нравственную, какую вам только что продемонстрировали псковские десантники, многие из вас скоро приобретут в рядах Вооруженных сил. Готовьтесь к этому сегодня, чтобы не хныкать завтра».
Я уезжал далеко заполночь под взрывы петард и оглушительный салют.
А Эдуард Чирко и голубые береты продолжали урок мужества.
Подробнее ...

Братья и сестры!

Глубокоуважаемые участники и гости XV Международных Рождественских образовательных чтений!

Размышляя о судьбах Отечества, о путях его спасения, замечательный русский православный мыслитель Иван Александрович Ильин еще в 30-х годах прошлого столетия писал, что России, как воздух, требуется «ответственная идея, — на десятилетия, на века... Эта идея должна быть государственно-историческая, государственно-национальная, государственно-патриотическая, государственно-религиозная». В конечном итоге, «это есть идея ВОСПИТАНИЯ (выделено мною - игумен Иоанн) в русском народе национального духовного характера». При этом существенной роли не играет, что за государственный строй на дворе: монархия, парламентская или президентская республика и т.д. Формации меняются, правители приходят и уходят, а Россия, ее народ остаются.
Но кто, позволительно спросить, обязан в нас ВОСПИТЫВАТЬ этот духовный характер? Добрый дядюшка придет и подскажет? Или призовем на Русь из варягов новых Рюриков? Разумеется, никто за нас наших проблем не решит. А если начнет это делать, то не станет в скором времени не только проблем, но и нас с вами.
Следовательно, ВОСПИТЫВАТЬ себя мы должны сами.
Философ Ильин говорит, «что это воспитание может быть только национальным самовоспитанием», что «русские патриоты в борьбе за Россию должны сами творить и полагаться на свой разум и на свои силы». Эта каждодневная кропотливая ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ работа, по мнению философа, должна строиться на духовных, то есть базисных основах нашего общества, а также на героических примерах из истории народной.
В этом смысле поистине бесценным является сложившийся в веках образ непобедимой Русской армии, которая (вновь процитируем Ивана Ильина) «искони была школой русской патриотической верности, русской чести и стойкости. Самое воинское звание и дело заставляет человека выпрямить хребет своей души, собрать свою распущенную особу, овладеть собою и сосредоточить свою выносливость и мужественность. Все это элементарные предпосылки характера».
Мысли эти, повторяю, были озвучены семь с лишним десятилетий назад. Но, согласитесь, сколь они актуальны, злободневны, в особенности сейчас, когда Россия переживает очередные свои если не СМУТНЫЕ, то МУТНЫЕ времена, когда речь идет, ни много ни мало, о сохранении ее целостности, ее территориального, экономического и какого угодно другого суверенитета.
Да, Россия, благодаря Промыслу Божьему и покаянным нашим молитвам, все еще самая крупная держава на карте планеты. И все же потери в последние годы мы понесли и несем по сей день неисчислимые. Особенно они велики в духовно-нравственной сфере.
Разгул преступности, алкоголизма, наркомании, самых низменных
человеческих пороков и страстей... Смерть и насилие, жестокосердие, похоть,
разврат стали не только обыденными явлениями нашей жизни, - - методично,
злонамеренно, под разными личинами и предлогами они продолжают
насаждаются среди нас с театральных подмостков и митинговых трибун, с кино- и
телеэкранов, со страниц журналов и газет... Степень духовно-нравственного
падения значительной части современного российского общества в настоящем
докладе мы определять не будем - имеющий очи, да увидит. Однако констатируем: наиболее остро, болезненно эти изъяны сказываются на облике, умонастроении и поведении подрастающего поколения, молодежи, чьи не окрепшие еще души часто оказываются лишенными самокритики, иммунитета к тем или иным негативным проявлениям нашей весьма непростой действительности, склонны к бездумному верхоглядству и слепому подражательству. А ведь молодежь - - это наше с вами будущее, будущее нашей страны!
Случилось то, что случилось: в период ломки общественных отношений, их очередной трансформации, когда «плохое старое», казалось бы, вот-вот должно смениться на «хорошее новое», народ в своей массе и в его лице государство утратили какие бы то ни было нравственные ориентиры. Это явление, кстати говоря, было закреплено законодательно. В пункте 2 статьи 13 Конституции РФ -нашего Основного закона, принятого в декабре 1993 г., - - прямо говорится: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Таким образом, жить нам было предложено в пеком идеологическом вакууме --в принципе, кому как заблагорассудится.
Однако свято место, как известно, пусто не бывает: на смену коммунистическим призывам к «борьбе за светлое будущее» пришло поклонение всепожирающему мамоне, «золотому тельцу», безудержная гонка за «земными» благами и плотскими удовольствиями... А в этой гонке, как известно, любые средства хороши...
Но Россия не была бы Россией, а русский народ - - русским, если бы в самую лихую годину не находили мы в себе силы противостоять злу.
Посудите сами: без чьей-либо указки, то есть исключительно но инициативе «снизу», в период безвременья, социальной и личностной апатии по всей России развернулось поистине всенародное движение, направленное на военно-патриотического воспитания молодежи. Школьники, студенчество, рабочая молодежь под руководством энтузиастов-взрослых с большой выдумкой и фантазией начинают масштабно, разыгрывая целые театрализованные представления, отмечать памятные (победные) для России дни, ходить в походы по местам боевой славы русского воинства, устраивать сборы, слеты, заниматься поиском и перезахоронением останков павших воинов, изучать истинную историю родного края и Отечества, осваивать техники различных единоборств, дабы в нужный момент и в физическом плане дать надлежащий отпор врагу.
Сегодня это движение охватывает практически все регионы России: города, районные центры, рабочие поселки и крупные села. Оно очень разнообразно по форме: это может быть рядовой кружок или секция, кадетский класс, корпус или клуб, ассоциация, объединение. Все они существуют и работают при школах, ЖЭКах, библиотеках, музеях, Домах культуры, при воинских частях и военных училищах, при фондах, ветеранских организациях и, что особо приятно отметить, при православных приходах.
То, что Русская Православная Церковь не стоит в стороне от этого движения, от важнейшего на сегодняшний день дела военно-патриотического воспитания молодежи, оправдано и закономерно.
Будучи вселенской по своей природе, Церковь в то же время включает в себя и национальное начало. Православная Церковь состоит из множества Автокефальных Поместных Церквей, и отличия отдельных народов находят снос выражение в литургическом и ином церковном творчестве, что предопределяет самобытность христианской национальной культуры.
Русская Православная Церковь многажды благословляла народ свою возлюбленную паству в освободительной войне.
Вспомним 1380 г., преподобного игумена и чудотворца Сергия Радонежского, благословившего русское войско на битву с татаро-монгольскими завоевателями. В Смутное время Патриарх Московский и всея Руси Гермогсн в своих пламенных письмах-посланиях воззвал к народу ополчаться на борьбу с польско-литовскими оккупантами. В период наполеоновского нашествия святитель Московский Филарет проповедовал: «Уклоняясь от смерти за честь веры и за свободу Отечества, ты умрешь преступником или рабом; умри за веру и Отечество -ты примешь жизнь и венец на небе»... Вспомним заповедь Христову о любви к ближнему своему: к семье, родственникам, к согражданину, то есть такому же, как и ты, гражданину родной страны, к соплеменнику, который может находиться далеко за пределами Родины, и тем не менее вы с ним -- братья по крови...
В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» -
документе, определяющем пути социального служения Церкви обществу и
народу, принятом Юбилейным Архиерейским Собором, проходившем 13-16
августа 2000 г. в Москве, прямо сказано: «Патриотизм православного
христианина должен быть действенным. Он проявляется в защите отечества от неприятеля, труде во благо отчизны, заботе об устроении народной жизни, в том числе путем участия в делах государственного управления. Христианин призван сохранять и развивать национальную культуру, народное самосознание».
Деятельному участию Церкви в военно-париотическом воспитании молодежи немало способствует и то обстоятельство, что многие нынешние православные священники некогда в м!ру были кадровыми офицерами российской армии, военнослужащими срочной службы, прошедшими многие «горячие» точки: от Афганистана до Северного Кавказа. И кому, как не им, прекрасно известно, что значит в груди защитника Отечества чувство любви к Родине, чувство боевого братства, что значит быть не только отважным, смелым, но и физически сильным, во всех смыслах уметь постоять за себя и ближних своих.
И, наконец, следующий немаловажный фактор: подавляющее большинство руководителей кружков и секций, клубов и ассоциаций патриотической направленности, детей и юношества, их посещающих, -- это русские по крови, пусть порой и очень молодые люди, многие из которых крещены еще во младенчестве. Хотя, разумеется, вход сюда не заказан представителям любой другой проживающей на территории Российской Федерации национальности, однако русских, славян, представителей других традиционно православных национальностей, как показывает анализ, - здесь зримое большинство.
Участие православного священничества в военно-патриотическом воспитании подрастающего поколения также многообразно и в творческом плане никак заранее заготовленными штампами не сковано.
Нередко, как уже говорилось, молодежные патриотические объединения существуют непосредственно при православных приходах, здесь духовно окормляются. В качестве примера можно привести Межрегинальную детско-юношескую общественную организацию содействия военно-спортивному и патриотическому воспитанию «Ассоциация Витязей».
«Ассоциация Витязей» существует с 1991 г. Возглавляют ее Николай Николаевич Немчинов, доктор медицинских наук, Президент Российской Академии каратэдо Шотокан, и полковник в отставке Игорь Львович Самохвалов (сопредседатель организации). В настоящий момент «Ассоциация» объединяет 17 региональных отделений. По сути это одна из крупнейших в России общественных организаций такого рода. О формах, методах работы «Ассоциации Витязей» подробно расскажут ее представители, которые здесь находятся. Мне же пока хотелось бы выделить следующее: вот уже несколько лет, как «Ассоциация» в буквальном смысле прописалась (получила юридический адрес) на Подворье Патриарха Московского и всея Руси Храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках, настоятелем которого является ваш покорный слуга. От этого союза все только выиграли: на Подворье звучат детские голоса, что трепетным звоном отдается в сердцах других, более старших по возрасту прихожан и вселяет надежды на будущее и радость бытия; дети, отроки, юношество приобщаются таинств Христовой Церкви; иереи храма освящают, лично на них присутствуя, все основные многочисленные мероприятия, проводимые «Ассоциацией».
Порою батюшки сами, по собственной инициативе создают у себя в приходах подобные организации и их возглавляют. Так, в Наро-Фоминском районе Московской области успешно действует детский военно-патриотический клуб «Альфа-Ярославич» под руководством настоятеля церкви Входа Господня во Иерусалим о. Андрея. В Уфе занятия по рукопашному бою в детском военно-патриотическом клубе «Александр Невский» организовал также священник, настоятель одного из местных православных храмов о. Виктор. Навыками рукопашного боя он овладел в армии, где служил десантником.
А военно-патриотический клуб села Николо-Павловское Пригородного района Свердловской области создан на базе общеобразовательной школы. Но настоятель храма во имя Святителя Николая о. Евгений здесь частый гость, его даже называют «школьным капелланом». Занятия клуба посещают подростки 13-15 лет, самого «опасного», переходного возраста, многие из так называемых неблагополучных семей, с «трудным», как говорят, характером. В клубе существует обширная программа общефизической и спортивной подготовки, за проведение которой отвечает командир взвода отделения милиции. А о. Евгений отвечает за духовно-воспитательную среди ребят работу.
И действительно: кто еще, кроме православного батюшки, расскажет молодым людям, что такие знаменитые русские воины-ратники, как Великие князья Александр Невский, Дмитрий Донской, непобедимый флотоводец адмирал Федор Ушаков причислены Русской Православной Церковью к лику святых?! Причислены потому, что отстояли в кровопролитных боях не только родные границы, но и родную православную веру... В школьных учебниках этой правдивой информации дети не находят, потому что школьное образование у нас по сей день отравлено скепсисом атеизма, полнейшим безверием; отечественная история преподносится в искаженном, а то и извращенном виде.
Таких военно-патриотических клубов, включающих в себя спортивную и историко-культурную составляющие, только в Нижегородской области более 80. А вообще по стране их тысячи. Без преувеличения, ими на сегодняшний день накоплен колоссальный и, что важно, действенный опыт работы но воспитанию достойных граждан нашей страны и подготовки молодежи допризывного возраста к службе в вооруженных силах РФ. И практически вес эти молодежные организации так или иначе патронируются священноначалием Русской Православной Церкви.
Давайте же, насколько нам позволят рамки секционного заседания, обобщим этот опыт. Определим, какое место в военно-патриотическом воспитании молодежи отводится или должно быть отведено Церкви-Матери. Но рассмотрим и нерешенные проблемы.
Одна из таких, на наш взгляд, давно назревших проблем - - разобщенность военно-патриотических молодежных организаций подобного типа. Разобщенность эта прежде всего проявляется в организационном плане. Сюда же можно отнести и проблему информационного взаимодействия, а по большому счету — отсутствие у движения единого информационного пространства.
Определенные контакты, сложившиеся формы сотрудничества между различными организациями, занимающимися военно-патриотическим воспитанием молодежи, конечно же, существуют. Как мы знаем, на региональных, межрегиональных уровнях проводятся совместные слеты, сборы, конференции, семинары, совещания. Ряд дружественных печатных и электронных СМИ (интернет-сайтов, порталов) уделяют теме военно-патриотического воспитания отдельные информационные и обзорно-аналитические статьи, рубрики и разделы. Организации сами информируют о своей деятельности: издают информационные листки, брошюры, красочные буклеты. Но регулярность этих контактов оставляет желать лучшего. Да и охват участников, то есть масштабы взаимодействия, чаще всего оставляет желать лучшего.
Вывод напрашивается сам собой: движению необходим единый центр военно-патриотического воспитания молодежи, который бы вплотную и системно занялся сплочением, консолидацией немалых, но разобщенных пока по стране сил, имел бы собственные СМИ (хотя бы минимум: интернет-сайт, бюллетень, журнал или газету). Такой центр вполне мог бы существовать под эгидой Русской Православной Церкви, то есть при ее духовной и организационной поддержке.
Зададимся таким вопросом: почему военно-патриотическое воспитание молодежи сплошь и рядом остается частным делом отдельных энтузиастов-педагогов, финансируется из их личных доходов (то есть трудятся они идеи ради) или же из средств меценатов-спонсоров, но практически никак не субсидируется государством, местными органами власти на местах? А если и субсидируется, то почему эти средства не регулярны? Их хватает лишь для латания дыр в бюджете того ли иного задуманного организаторами и их воспитанниками мероприятия. По этой, на первый взгляд, банальной причине движение сковано в своем развитии, охватывает десятки, а не сотни тысяч, как предполагается, наших детей.
Да что говорить: по сей день в стране нет единой, выверенной па года комплексной ГОСУДАРСТВЕННОЙ программы военно-патриотического воспитания молодежи!
Руководители патриотического проекта «Стяг», действующего в рамках московского Фонда «Русская цивилизация», предлагают не только создать такую программу, но и пойти дальше: объявить военно-патриотическое воспитание молодежи одним из приоритетных национальных проектов, предусмотрев для него должное государственное финансирование. Давайте рассмотрим и эту инициативу, примем соответствующее решение или обращение.
А в заключение хотелось бы напомнить слова Апостола: Вера без дел мертва!
Будем же не только рассуждать и дискутировать - - будем действовать!
Подробнее ...
05 Фев

Отцы и дети

Опубликовано в Современность


2 февраля в рамках XV Международных Рождественских образовательных чтений в Цетральном Доме Культуры Вооруженных Сил России состоялось секционное заседание «Военно-патриотическое воспитание молодёжи» под председательством игумена Иоанна (Ермакова).На нём присутствовали более ста духовных наставников и руководителей молодежных военно-патриотических клубов.
В своем докладе к собранию отец Иоанн указал путь преодоления господствующей идеологии «гонки за «земными благами» и плотскими удовольствиями» и вклад в его осуществление «добровольного и поистине всенародного движения, направленного на воспитание молодёжи».
Выступавшие на форуме генералы и старшие офицеры отметили, что невозможно восстановить в армии и на флоте Суворовско-Ушаковский порядок минуя полномасштабную патриотическую подготовку. «Без неё также невозможно противостоять и активно пресекать развернутые против Российской Федерации криминально-наркотическую и информационно-идеологическую фазы агрессии, «успешный» исход которых традиционно завершится военным вторжением».
Руководители клубов, в свою очередь, поставили вопрос о материальном обеспечении учебного процесса. Это касается передачи Вооруженными Силами уничтожаемых сегодня: техники, вооружения и боеприпасов; безоговорочного выполнения местными органами власти государственных нормативов по спортивным сооружениям.
В ходе дискуссии была принята соответствующая резолюция, направленная Президенту РФ.
Подробнее ...
01 Фев

"Русские витязи" с Камчатки

Автор Опубликовано в Современность

26 января 2007 года штаб-квартиру Проекта «Стяг» посетил руководитель православного военно-патриотического клуба «Русские витязи» из города Петропавловск-Камчатский священник Алексий Апатов. Он поделился с руководителем проекта ценным опытом в области духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания молодежи в одном из самых отдаленных уголков России – на Камчатке. В клубе «Русские витязи» занимаются порядка сорока мальчиков и юношей в возрасте 9-20 лет. Отец Алексий является руководителем Отдела по делам молодежи Камчатской епархии, и ему, как никому другому ясно видны те проблемы, с которыми молодежь сталкивается в повседневной жизни. Решить часть этих проблем, оторвать ребят от пагубы улиц и не дать погибнуть юным душам и призван клуб «Русские витязи».
В клубе ребята занимаются рукопашным боем, который отец Алексий ведет лично (кстати, он – бывший офицер одного из спецподразделений Российской Армии), а с этого года на базе морских пограничников стали проходить занятия и по стрелковой подготовке. С ноября месяца 2006 года начались занятия и в парашютном клубе. Конечно же, проходят в клубе занятия и по тактической, строевой и медицинской подготовке. А недавно в клубе проходила аттестация на первую ступень по рукопашному бою, которую прошли 16 воспитанников клуба.
Летом 2006 года в клубе на базе женского монастыря в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы был проведен летний военно-патриотический лагерь, в котором приняло участие 33 подростка. Помимо чисто военно-прикладных предметов, ребята под руководством о.Алексия духовно развивались и совершенствовались. Как говорит сам батюшка, «для меня главной была именно духовная работа», которая «принесла обнадеживающие плоды». В частности, в лагере была проведена игра на выживание, правила которой, по словам отца Алексия, требовали духовной работы каждого участника.
С 4-го по 11 ноября впервые на Камчатке проходили организованные отцом Алексием военно-патриотические молодежные сборы, которые проходили при активной поддержке и помощи командующего морскими пограничными силами Камчатки. Во время этих сборов ребята, которым выдали морскую форму, жили в кубриках на пограничном сторожевом корабле первого ранга, где принимали участие в жизни и боевой учебе экипажа.
Деятельность отца Алексия по воспитанию молодых граждан нашей Родины находит отклик и понимание у многих – в частности, хорошие контакты установились у клуба с отрядом СПЕЦНАЗа УИН России «Беркут», с морскими пограничниками, с моряками атомных подводных лодок.
Идея создания клуба родилась у отца Алексия в 2000-м году. Он уже давно искал форму организации досуга для молодежи и, как бывший военный, решил, что наибольший воспитательный эффект может быть достигнут в рамках православного военно-патриотического молодежного клуба. Информацией о деятельности других военно-патриотических клубов на тот момент отец Алексий не обладал; тем не менее, его жизненный опыт помог ему организовать успешно работающий и развивающийся клуб.
Интересен жизненный путь отец Алексия. Он закончил Новосибирское высшее военно-политическое училище, служил в Еврейской автономной области и на Камчатке, дослужился до майора. После увольнения из армии он был телохранителем у одного православного предпринимателя, затем возглавлял охранное агентство. Но дальнейший его путь, дальнейшее его служение предопределила встретился с православными людьми. В 36 лет он был рукоположен в иереи.
Занятия клуба проходят в спортзале, который арендуется клубом безвозмездно два дня в неделю. В настоящее время силами ребят ведутся ремонтно-восстановительные работы в пристройке к Никольскому храму, где отец Алексий является настоятелем. А администрация Камчатской области, сочувствующая благородной деятельности священника , выделила клубу в безвозмездную аренду помещение под офис. Также клубу были выделены палатки для проведения различных полевых мероприятий.
В планах «Русских витязей» - совместно с представителями парашютно-десантной службы морской пограничной охраны выполнить программу по выживанию в лесу зимой. С этой целью планируется выход воспитанников в лес в зимних условиях при минимуме необходимого снаряжения. Есть такая же программа и на лето. Также в планах отца Алексия – провести летом военно-учебные сборы на базе одной из сухопутных воинских частей, дислоцированных на Камчатке.
К сожалению, других военно-патриотических клубов на Камчатке в настоящее время нет. Однако можно надеяться, что подвижническая деятельность отца Алексия обратит на себя внимание энтузиастов, людей, неравнодушных к судьбам подрастающего поколения граждан России, и распахнутся еще двери новых военно-патриотических клубов для юных жителей Камчатки.
Подробнее ...
02 Фев

Новая версия сайта "СтягЪ"

Автор Опубликовано в Современность


В мае 2002 года Фондом «Русская Цивилизация» был создан Проект «Стяг», призванный содействовать развитию военно-патриотического воспитания молодёжи. За прошедший период немало военно-патриотических молодёжных организаций в России и за её пределами получили разнообразную помощь и поддержку в рамках программ Проекта «Стяг».
2 февраля 2007 года в день победы в Сталинградской битве мы представляем вам новую версию сайта «Стяг» (www.stjag.ru).
Структура сайта стремится охватить все стороны деятельности военно-патриотических клубов. На сайте можно найти публицистические статьи, посвященные работе клубов, истории военно-патриотического движения, его современным проблемам, здесь же можно найти новости о деятельности клубов и ассоциаций. Первая рубрика сайта носит название «Духовно-идейные основы» и посвящена духовному наследию русского воинства, здесь можно найти цитаты из Священного Писания о воинском служении. В этой же рубрике жития святых воинов, примеры небесного покровительства и высказывания русских мыслителей о войне и воинстве. Следующая рубрика носит название «Гридница». Так в старые времена называлось помещение, в котором находились дружинники (гридни), хранилось их оружие и где они занимались боевой подготовкой. Этот раздел самый большой на сайте и посвящен он военно-прикладным предметам. В «Гриднице» можно найти материалы по военной истории, огневой, строевой, тактической, топографической, физической подготовке, статьи по вопросам выживания , маскировки, партизанской войны, разведки, а также планы и правила военно-тактических игр и информацию по организации летних лагерей. Следующая рубрика посвящена методике преподавания. Рубрика «Военное родолюбие» включает в себя яркие страницы отечественной военной истории, описание подвигов русских воинов разных эпох. Важнейшим разделом на сайте является рубрика «Дружины», она содержит информацию о военно-патриотических клубах разных направлений и регионов. В рубрике «Проект «Стяг» находятся основные положения Проекта.
www.stjag.ru

Подробнее ...
26 Янв

Казачья доля - Родине служить

Опубликовано в Современность

Во все времена подрастающее поколение воспитывали на примерах героизма предков и беззаветной преданности своей Родине.
Главное, чтобы нашлись энтузиасты, готовые заняться этим кропотливым, но почетным трудом. На Кубани эта почетная миссия, безусловно, возложена на казачество. В Мингрельской таким наставником является атаман станицы Жорж Федотов. Воспитанники организованного им военно-патриотического клуба "Кордон" уже доказали, что атаман не зря тратит свое время, немалые собственные средства. Его питомец Михаил Гуков совершил настоящий подвиг: в январскую стужу спас из утонувшего в глубоком канале автобуса семь доярок, в том числе и свою маму. За это отважный юноша был награжден Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным медалью "За спасение погибавших". Немало других выпускников клуба поступили в военные училища и верно служат Родине.
Но в любом деле нельзя останавливать на достигнутом, и в станичной школе по его же инициативе появился казачий класс. С первых дней его существования все увидели, как повлияла на подростков казачья форма, воинская дисциплина. Поэтому через год таких классов стало несколько, в школе они образовали казачью республику - дружное, умелое братство юных казачат.
Поддерживает эти начинания и глава администрации Абинского района Александр Васильев - потомственный казак, настоящий патриот. Он стал инициатором появления казачьих классов в других школах района. Надежными помощниками в этой работе ему стали руководитель управления образования Владимир Бурун и атаман Абинского районного казачьего общества Сергей Бондаренко. В этом году уже 63 казачьих класса, а это ни много ни мало - 1600 ребятишек. Причем этот процесс не заканчивается.
Но организовать класс, одеть детей в казачью форму - это полдела. Чтобы воспитать настоящего казака - патриота своей земли, нужно ежедневно заниматься с ребятишками по программам, которых нет в школьном расписании: учить их традиционным ремеслам, военному делу, истории казачества, его традициям и обычаям, дать им не только прикоснуться к несметным богатствам казачьей культуры, но и напитать их этим достоянием наших предков. Поэтому в бюджете 2007 года были предусмотрены средства на развитие военно-патриотического воспитания школьников, организацию полноценной жизни воспитанников казачьих классов.
По решению депутатов Совета муниципального образования Абинский район утверждена районная целевая программа "Развитие сети и укрепление материально-технической базы муниципальных образовательных учреждений, имеющих в своей структуре казачьи классы и группы" на 2006 - 2008 годы. В каждой школе, имеющей казачьи классы, появится специальный педагог-организатор. В его обязанности будет входить работа по распространению казачьей культуры, организация мероприятий казачьей направленности. Кроме того, в казачьи классы придут педагоги по истории казачества, военные руководители, знатоки народных ремесел, казачьей культуры. Уже подробно расписан районный план военно-патриотической работы с юными казачатами.
Но в любом добром начинании есть и свои проблемы: районный бюджет уже не в состоянии удержать на должном уровне масштабы воспитательной работы с молодежью. В классах - острая нехватка наглядных пособий, литературы, учебников, во многих семьях составляет значительную трудность одеть юного казака по форме. Чтобы знать свое прошлое, героев своего края, нужны регулярные поездки по местам боевой славы, к историческим центрам. Все без исключения казачата должны иметь возможность усиленных занятий военной и спортивной подготовкой, их нужно учить традиционным ремеслам, чтобы не угасли очаги народной культуры. А все это - большие средства, которых не хватает в бюджетах поселений. Надежда на поддержку краевых структур.
На днях в школе № 6 станицы Мингрельской, накопившей огромный опыт в военно-патриотической работе, прошел семинар. В нем приняли участие учителя казачьих классов, ответственные работники управления образования, заместитель руководителя департамента по делам казачества, военным вопросам и воспитанию допризывной молодежи администрации Краснодарского края Александр Марченко, ответственные работники этого департамента, заместитель главы муниципального образования Абинский район Любовь Гайдук.
- Администрация района намерена охватить казачьим военно-патриотическим воспитанием большинство школьников района, - так начала свой доклад Любовь Григорьевна. - Даже если дети не будут состоять в казачьих классах, все они должны хорошо знать историю своего края, культуру, обычаи и традиции коренного народа Кубани. Только тогда они вырастут настоящими патриотами своей земли. Для этого в районе и создается система воспитания юных казаков. Опыт работы казачьих классов говорит, что их питомцы лучше других школьников учатся, у казачат выше дисциплина, они гораздо больше своих сверстников знают и умеют, что поможет им во взрослой жизни найти свое место, достичь успехов.
Масштабы этой работы, научный подход уже дают результаты, которые достойны распространения на всю Кубань. В Абинске уже проводился краевой семинар педагогов, давший хорошие результаты - в крае после этого мероприятия появились новые казачьи классы и школы. Планируется проведение таких семинаров в Абинске и дальше. Департамент решил учесть в своей работе опыт педагогов Абинска.
...Из станицы Мингрельской руководители казачьих школ и классов разъезжались в хорошем настроении. Ведь их бескорыстная просветительская работа с детьми получила достойную оценку и поддержку не только районной власти, но и краевой администрации. Детей и их наставников ждут уже в нынешнем учебном году увлекательные экскурсии по местам казачьей славы, масштабные мероприятия - казачьи игры и фестивали народного творчества, военно-полевые сборы и праздник принятия присяги, строевой смотр и выставки народных ремесел. Взрослые уверены - школьникам будет интересно и полезно принять в них участие. А Кубань на всю жизнь станет для детей родиной, даже если жизнь унесет их в дальние края.
Автор Владимир ПЛЕШАКОВ.
Подробнее ...
29 Янв

От ОСОАВИАХИМа - к "Стягу"

Автор Опубликовано в Современность

Восьмидесятилетний юбилей отметила 23 января Российская оборонная спортивно-техническая организация (РОСТО) – наследница ОСОАВИАХИМа и ДОСААФ, организация, призванная воспитывать молодежь, готовить ее к защите Отечества. Свою родословную нынешняя РОСТО ведет от Военно-научного общества, созданного в 1920 году по инициативе и при активном личном участии М.В.Фрунзе. Задачей этого общества было повышение военных и общеобразовательных знаний военнослужащих. В тоже время наркомвоенмор М.В.Фрунзе на первом Всесоюзном совещании ВНО предложил развивать их деятельность не только в армии, но и среди широких слоев населения. Учитывая важность задач, связанных с подготовкой граждан к защите Отечества, расширением сферы деятельности Военно-научное общество в 1926 году было преобразовано в Общество содействия обороне (ОСО). Одновременно были созданы Общества друзей Воздушного Флота (ОДВФ) и Добровольное общество друзей химической обороны и промышленности (ДОБРОХИМ).
23 января 1927 года произошло объединение этих структур в организацию ОСОАВИАХИМ, положившей начало деятельности единой общественной оборонной организации государства. Миллионы граждан страны, обучаясь военному делу в стрелковых, авиационных, авто, мото, радио клубах, различных кружках и секциях, придали ей массовый характер, превратили эту организацию в общенародное оборонно-патриотическое движение.
Интересно, что ОСОАВИАХИМ создавался на волне нарастающего увлечения населения нашей страны новыми, техническими видами спорта, такими, как планеризм, парашютных спорт, различные стрелковые виды спорта. Так интересы государства в этом случае органично совпали со стремлениями народа. Интересно, что возрастающий интерес народа к новым, невиданным дотоле видам спорта, был характерен не только для нашей страны, но лишь в нашей стране этот интерес смог найти свое воплощение в самых широких слоях нашего общества.
В связи с обострением военно-политической обстановки в мире, реальной угрозой объявления войны, Центральный совет ОСОАВИАХИМа принимает решение о перестройке военного обучения. При первичных организациях Общества создаются группы и команды по обучению стрелков, связистов и других армейских специалистов.
Открывались учебные центры, артиллерийские, стрелковые, кавалерийские, морские, автомобильные и другие школы. Обучение в них все более приближалось к требованиям действительной военной службы.
Таким образом, получается, что государство сняло с себя часть забот по основам воинской подготовки, переложив их на плечи добровольной общественной организации, а народ получил реальную возможность начать освоение сложной техники, получать знания по основам стрельбы и т.д., что вскоре очень сильно пригодилось – началась Великая Отечественная война.
К началу Великой Отечественной войны в учебных структурах оборонного Общества обучалось более 2 млн. 600 тыс. человек. За 1941-1945 г.г. в организациях ОСОАВИАХИМа было обучено военным специальностям свыше 9 млн. человек. В том числе, подготовлено: 139 тыс. снайперов, 217 тыс. пулеметчиков, 256 тыс. минометчиков, 92 тыс. кавалеристов, 41 тыс. водителей, значительное количество летчиков, парашютистов и других военных специалистов.
Само оборонное Общество стало поистине сражающейся организацией. Только в первые месяцы войны на фронт ушло более половины состава ОСОАВИАХИМа (7 млн. 200 тыс. человек).
Помимо действующей армии воспитанники ОСОАВИАХИМа участвовали в партизанском движении и народном ополчении, противовоздушной и противохимической обороне, истреблении парашютных десантов противника, разминировании освобожденных территорий, сборе средств на техническое оснащение армии и флота. За эти годы членами оборонной организации обезврежено более 16 млн. мин, 60 тыс. снарядов, собрано свыше 272 млн. рублей на создание эскадрилий боевых самолетов, танковых колонн, кораблей и других видов военной техники.
Сотни тысяч воспитанников ОСОАВИАХИМа за мужество и героизм в годы Великой Отечественной войны награждены орденами и медалями, многих из них стали героями Советского Союза. Среди них прославленные летчики А. Покрышкин, И. Кожедуб, А. Маресьев, Б. Сафонов, М.Чечнева, снайперы Л. Павлов, П. Павличенко, К. Ковшова, М. Поливанова, подводник И. Фисанович и многие другие. А оборонное Общество, за успешную работу в деле укрепления обороны страны, было награждено орденом Красного Знамени.
После войны ОСОАВИАХИМ (реорганизовавшись в 1951-м году в Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ)) продолжил свою работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи. Ему было поручено сосредоточить основное внимание на развертывании оборонно-массовой работы, пропаганде и распространении военно-технических знаний среди населения, подготовке граждан по военно-учетным специальностям для службы в Вооруженных Силах, развитии авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта. Одновременно руководством страны была поставлена задача вести массовую подготовку кадров для народного хозяйства. В целом эти задачи выполнялись успешно.
В 1991-м году прекратила свое существование страна, которая дала рождение ОСОАВИАХИМу-ДОСААФ, и некогда могущественная организация с крупнейшей материально-технической базой существенно сократила масштабы своей деятельности. Тем не менее, задача военно-патриотического воспитания молодежи по-прежнему стоит и будет стоять перед нашим государством. В новых условиях решать эту задачу вызвались новые люди – добровольцы военного воспитания. Они стали создавать военно-патриотические, военно-спортивные клубы по всей стране - по месту своего жительства, службы, работы. Новым словом стало создание военно-патриотических клубов при приходах Русской Православной Церкви; с каждым годом число таких клубов становится все больше.
И вот в 2002 году появился Проект содействия военно-патриотическому воспитанию молодежи «Стяг», призванный объединить разрозненные до того клубы с целью совместной выработки подходов к методикам воспитания, проведения совместных военно-патриотических мероприятий. И такая совместная деятельность уже начала приносить свои первые плоды.
Почему же в одинаковых условиях две организации, занимающиеся военно-патриотическим воспитанием молодежи, показывают такие разные результаты совей деятельности? Ведь, положа руку на сердце, можно смело сказать, что после 1991 года РОСТО не провела ни одной крупной общероссийской военно-патриотической акции, хотя имеет для этого все возможности. Думается, дело тут в идеологической, в духовной составляющей. И если РОСТО, детище прежней идеологической системы, в новых условиях не нашло себе нового идеологического наполнения (да и как тут его найти, когда даже у государства нет четко выработанной, четко обозначенной идеологии существования), то Проект «Стяг» (который выводит свою родословную с сокольских организаций, с «потешных» рот, разведчиков и русских скаутов) с самого начала своей деятельности строил ее на православных началах, на православном фундаменте, на осознании того, что воинская служба есть прежде всего Служение. Осознание этого факта и есть то, чего так не хватает РОСТО для успешной деятельности, в отличие от проекта «Стяг», за которым, хочется надеяться – будущее.
При написании данной статьи использованы материалы, размещенные на официальном сайте РОСТО (ДОСААФ)
Подробнее ...