21 Янв

Строем на литургию не водят , или о трудностях воспитания наследников Пересвета и Осляби

По команде можно ходить на военную подготовку, заниматься спортом, даже историю изучать. Можно почти что угодно делать по команде - только молиться, пожалуй, нельзя. Но этого как раз в клубе «Пересвет» и не требуется. А остальное эти ребята делают строем. Новый год в палатках на снегу - пожалуйста. Автомат разобрать - легко. Кстати, и освятить оружие в храме на молебне. Главное - стать в итоге настоящим мужчиной. Православным. Русским. Витязем Родины.

Во время новогодних и рождественских праздников гостеприимством Казанского Колычевского монастыря пользовались не только прихожане храма св. мц. Татианы и корреспонденты «Татьянина дня». Первого января в монастыре появились необычные гости: двенадцать мальчиков, младшему из которых было восемь, а старшему - четырнадцать лет, и двое их руководителей: отец Игорь Тарасов и Павел Беляев, преподаватель истории. Так мы познакомились с военно-патриотическим клубом «Пересвет» из Коломны. Они пришли пешком, словно богомольцы прежних веков. Однако на паломников они все же были на первый взгляд не похожи: форма защитного цвета, автоматы, да и пришли они не просто пешком, а четким строем.
Юноши сложили рюкзаки и бушлаты, насквозь пропахшие костром, поставили к стене оружие. Когда в трапезной на сцену появился грибной суп, кулинары несколько робели: суп слегка пригорел и тоже, хотя и слабее, чем одежда ребят, пах дымом. Но некоторое смущение за столом, как потом рассказала нам матушка настоятельница, было вызвано вовсе не этим: ребята строго держались поста перед Причастием и опасались, что их могут накормить рыбой.
После ужина любому человеку, прошедшему с тяжелой поклажей семь километров по снежному лесу, хотелось бы только лечь спать в тепле, особенно учитывая, что новогоднюю ночь отряд провел в палатках на снегу. Но когда они выяснили, что неподалеку от монастыря есть святой источник, мальчики мгновенно оделись и построились во дворе. Они собирались купаться! Мы могли только предложить им взять с собой молоток, чтобы разбить лед в купальне, а руководитель сказал парням: «Сейчас мы увидим, в ком дух действительно возобладал над плотью». Полтора километра в темноте под яркими звездами, поворот в лесок, луч фонаря выхватил из мрака купальню - и юноши двинулись туда вслед за отцом Игорем. Оттуда было слышно пение тропаря Казанской иконе, потом плеск, другой, третий - и ни одного визга. А провожатые, замерзнув, пошли к монастырю, потому что знали, что эти ребята между двух деревень не заблудятся.
Исповедь вечером, литургия утром; тринадцать причастников - это очень много для Колычево. «Исповедь и причастие - дело, конечно, совершенно добровольное, - напомнил отец Игорь после вечернего чая. - Но все возможности у нас есть: мы потрудились в пути, помолимся вечером и на службе». А после литургии возбужденные мальчишки несли автоматы в храм - освящать. Строй вооруженных парней в храме - такое не каждый день увидишь.
Откуда эти ребята, что их объединяет, что означают нашивки на рукавах «Православный военно-патриотический клуб "Пересвет"»? Как сложилось, что не самый молодой священник взвалил на плечи рюкзак и пошел в лес с мальчишками? Как случилось, что мальчишки пошли в лес не с кем-нибудь, а со священником? Мы решили спросить об этом у самого отца Игоря.

- Батюшка, расскажите об этом клубе и о ребятах.
- Военно-патриотический клуб образовался из необходимости удержать в Церкви ребят, которые подрастали в воскресной школе. Была такая проблема, она есть у всех воскресных школ, когда дети до двенадцати лет еще что-то слушают, ходят, молятся и причащаются, а после двенадцати начинают отпадать. И как раз во исполнение этого намерения была принята эта форма, которая, конечно, не нами придумана. Есть клубы, которые по двенадцать лет существуют, - в Троице-Сергиевой Лавре, в Рязани уже тоже лет десять. Мы переняли их опыт, немного видоизменили, что-то сами вложили в это понятие, и всего год назад открылся наш клуб. Это военно-патриотический православный клуб, в который мы поначалу набрали ребят из православных семей, то есть объявления у нас висели только в храмах города. «С улицы» мы сначала не приглашали, а сейчас приходят уже все, и мы никого не гоним, хотя и предупреждаем всех, что главное у нас - это Православие. Обязательные молитвы, обязательное участие в богослужениях, обязательно какое-то продвижение в воцерковлении должно быть - об этом мы говорим сразу с родителями, ведь воцерковление без родителей невозможно. И ребята занимаются у нас рукопашным боем, изучают историю, военное дело, есть школа выживания - альпинистская и просто туристическая подготовка. Часто мы ходим в походы, делаем выходы в лес. Может быть, эта особенность отличает нас от других клубов, а еще - загруженность большая: мы ребят стараемся загружать как можно больше, сколько только позволяет учеба, чтобы у них не было времени на всякую ерунду. У нас три тренировки в неделю и два сбора, то есть пять дней в неделю они занимаются: тренировки после школы, а в субботу после обеда и воскресенье с утра. Они собираются на литургию, молятся, кто-то причащается, потом трапеза и занятия часов до пяти вечера. Если выезды или походы, то на целый день, а то и на два дня. Часто ездим в паломничества и по святым местам, и по местам ратной славы: Куликово поле, военные музеи, монастыри. Даже совмещаем: была поездка, когда мы ездили в Сретенский монастырь и потом в Музей вооруженных сил. Очень гармонично получилось: помолились, экскурсию послушали по монастырю, потом в музей.
Сейчас в клубе записано 36 ребят от восьми до шестнадцати лет, реально собираются на сборы 22-25, в поход решились пойти только 12. Остальные пока оторваться от дома, от традиционного проведения Нового года не смогли.
- Или родители не отпустили?
- Нет, как раз родители на собрании, которое проводили перед походом (я думал, не разрешат нам вообще этот поход, были и жесткие мнения, семейный же праздник), все как один одобрили идею и сказали: берите ребят, ведите их в лес, от всех этих безобразий и соблазнов. Родители благословили, но ребят мы не заставляем делать все по приказу. Мы объяснили им все трудности, и решились пойти только двенадцать человек. Но это не так мало. Я думал, меньше будет.
Проходил поход достаточно сурово. Мы шли пешком, а в лесу оказалось много снега. Мы вышли без лыж, потому что погода у нас в Коломне не лыжная и снега вообще нет. Здесь же пришлось снег топтать, и ходьба по лесу оказалась довольно напряженной. Несмотря на то что прошли немного - каждый день по семь километров примерно, чувствовалось, как ребята выматывались. Да и ночевка... В палатке у ребят была печка (взрослые-то в холодной палатке), но без искушений не обошлось: одна смена дежурных заснула, печка погасла. Я туда пришел, смотрю: что-то подозрительно тихо. Спят, как сурки, все. Пришлось печь заново разводить. Это естественно, что засыпают: тяжело. Дежурство - полтора часа, по два человека печку поддерживают. Не только в этом походе, а на всех наших выездах и бивуаках бывают ночные посты. В целом ребята показали себя хорошо: никто не пищал, не ныл. Хотя всем тяжело было, это видно, и слабых разгружали, помогали. Мы несем оружие, автомат - три с половиной килограмма - на шее висит, кроме рюкзака. Это непросто, но ребята вели себя достойно
.- Мы видели, как ребята на улице отжимались возле строя - это было дисциплинарное взыскание?
- Это обычное армейское и допризывное дело. Наказания есть разные, очень серьезное - снятие формы на месяц. От этого они очень страдают и этого боятся. Никого пока не исключали, хотя такое тоже возможно. Приходится присматриваться. Два месяца у нас - испытательный срок, после этого на парня надевается форма. Два месяца мы на парня смотрим, он на нас смотрит. Если он окажется достойным и он хочет быть с нами - тогда уже он надевает форму и носит ее более или менее сознательно и ответственно. Многие приходили, смотрели, но им не все нравилось; один парнишка два месяца ходил, должен был уже форму надевать, но маме сказал: «Все хорошо, очень интересно, но не могу я с ними молиться». Сидел в нем бесенок, что ли, который не пустил его. Но это был единственный случай. А чаще бывает, что ребята почувствуют, что им это не надо: тяжелые тренировки, выходы в лес в любую погоду - это не всякому понравится. Кто привык расслабляться и хочет просто покрасоваться с оружием и в форме - очень быстро отпадают. Остаются те, из которых действительно может что-то получиться.
- Вчера ребята бесстрашно окунались в источник, а ведь снег лежит...
- Мы сами не ожидали: думали, что только сами искупаемся, да самый старший еще - он уже опытный купальщик. А искупались шестеро - двое вообще в первый раз в жизни! Я сам удивился. Как-то их подвигла здешняя обстановка.

- Как вы считаете, батюшка, до каких границ может простираться такое «воцерковление строем»? Принудительные молитвы и участие в богослужениях могут вызывать и отторжение.
- Тема воцерковления - действительно очень сложная, строем никого воцерковить невозможно, мы этот опыт знаем из поездок по другим клубам. Это просто неправильно, и известен очень негативный опыт. Мы «строем» не воцерковляем, хотя усилия по воцерковлению, конечно, прикладываем. В храм мы принудительно не водим, посещение Литургии у нас добровольное, это со службы они собираются на трапезу уже строем. А на Литургию приходят те, кто хочет, и мы особенно не ругаем тех, кто приходит не на службу, а уже после, к сбору. Есть такие, но их меньшинство.
У нас есть система воинских званий - они у нас кадеты, потом сдают экзамены, для которых требуется определенный набор знаний и физическая подготовка, - и получают звания витязя третьей, второй и, наконец, первой степени. Высшее звание - Витязь Родины. Повышение в звании естественно увязывается с продвижением в воцерковлении. Если простому витязю нужно знать наизусть лишь первые молитвы и только отдельные моменты из Священной Истории, то для второй категории витязей этот круг уже расширяется. Естественно, витязя первой категории, если он не причащается регулярно, то есть не воцерковился, парню никогда не достигнуть, как бы он ни был спортивно подготовлен. У нас пока только два витязя третьей категории, остальные все - просто кадеты, но ведь клуб только начал свое существование. Мы принимали у них зачет только летом, еще человек пять готовятся сдавать в феврале. Это внутренний стимул: они хотят расти, хотят получать всякие нашивки на форму.
А более действенно, я считаю, воцерковление происходит в естественной форме, когда они посещают монастыри, когда они общаются с другими православными детьми (мы встречаемся с другими клубами). Очень важны паломничества: они дают нестандартные и яркие впечатления. Мы стараемся водить их не спеша: чтобы это была не экскурсия, а чтобы обязательно переночевать в монастыре, побыть на службе. Экскурсия по монастырю и для взрослых мало что дает, а для детей - практически ничего.
Мы выбираем такие формы, чтобы достучаться до их души, чтобы она откликнулась и пришла в храм - сознательно и добровольно, не из-под палки, а по своему собственному побуждению. Читаем с ними, кроме обычных занятий по Закону Божию, хорошие книги. С младшими одна женщина ведет мироведение, со старшими я занимаюсь. Читаем стихи, художественные произведения - Шмелева недавно читали, Лескова. Фильмов смотрим очень много - можно сейчас добиться благодатной помощи и от этого смертоносного вообще ящика, телевизора, если подбирать тщательно. Они просто уже привыкли воспринимать изображение в телевизоре, все же его смотрят, пока не избавились от этого - только старшие и самые сознательные отсекают уже компьютер и телевизор. Удается им многое показать - фильмы о чудесах, о святых местах, на военную тематику хорошие картины, в основном советские.
Мы подбираем разные формы и еще не можем сказать, что уже знаем, как воцерковлять ребят. Идет эксперимент и поиск, ищем чужой опыт, например Ново-Алексеевской пустыни под Переславлем (там совершенно автономная община в 200 человек, из них 120 детей). Участвовали в Великорецком крестном ходе - тоже потрясающее средство для воцерковления - там семь тысяч хороших православных людей вместе, такого даже в храмах не увидишь, совершенно непередаваемая атмосфера. Те тринадцать ребят, которые с нами там были, на голову сейчас отличаются от остальных по серьезности.

- Двадцать мальчиков, приходящих в форме на литургию, - это заметная группа. Приход, куда они ходят, как-то ориентирован на это?
- Нет, мы молимся в кафедральном соборе, они стоят кучкой на отведенном им месте, но ради них ничто не меняется: собор большой, они там не очень заметны. А в плане их воцерковления мы практикуем вот что: им тяжело стоять всю службу, и мы, когда праздники попадают на будни, собираем их вечером после школы. Они приходят в храм к полиелею (часть праздничного богослужения, совершаемая в центре храма, - ред.), молятся, после помазания уходят в колокольню, там организуется праздничная трапеза. Мы поем песни, в том числе духовные - они петь любят, им это нравится. Смотрим что-либо по телевизору, рассказываем о событии или святом, которые вспоминаются сегодня в Церкви. Ведь стоять два часа в храме для них просто невозможно, а детский вариант молитвенного прикосновения к празднику с чтением Евангелия и подобным продолжением - мне кажется очень удачной формой. Иначе они просто не замечали праздников, которые приходились на будни, ведь по утрам учеба. А приобщать к церковному календарю необходимо - в том числе читая жития за трапезой.
- Кто преподает в клубе и какие предметы предлагаются мальчикам?
- История, Закон Божий, мироведение, военная и спортивная подготовка... У нас пока всего четверо преподавателей, мы ищем еще, но это сложно: приходят, особенно военные, и потом уходят - оказываются «слабо православными». Пока не расширяемся, потому что некому заниматься с ребятами: потом надо будет разделяться, ведь толпой в шестьдесят человек уже не будешь ходить в походы. Значит, нужны еще люди.

- Клуб возник по вашей собственной инициативе?
- Только отчасти. Я был настоятелем Иоанно-Богословского храма, потом меня перевели в собор в Коломне. При храме у меня был отряд скаутского направления, я с ними три года занимался. Есть такая православная скаутская организация «Норд-Русь», мы в нее входили. Когда я был переведен в собор, мне настоятель сразу предложил создать такой клуб. Идея его, но реализую ее я, а он обеспечивает нас всем, в том числе спонсоров находит, общее руководство осуществляет. Скаутское направление имеет развлекательную окраску, там нет военной и спортивной составляющей, сплошные игры, поэтому этого недостаточно и для воспитания патриотов, и для воцерковления. Эти недостатки мы стараемся устранять в нашем клубе.
- Клуб у вас военный, а всем известно, что в наше время родители часто - и дай Бог, чтобы необоснованно, - боятся отдавать своих детей в армию.
- Да, есть такое.
- Не будет ли страшно ребятам из «Пересвета» уходить в армию?
- Может, и у тех, кто уклоняется от армии, есть какие-то оправдания - это они сами перед Богом будут оправдываться. Мы, конечно, ребят своих готовим именно к служению в армии. Это объявлено им заранее: зачем вообще военная подготовка, если они потом служить не пойдут? Конечно, многие приходят с заранее составленным мнением, но мы готовим их к тому, что это совершенно необходимо, потому что иначе в армию пойдет непонятно кто, и неизвестно, на кого она направит свое оружие. Трудности, которые сейчас есть в армии есть, совершенно реальны, мы это понимаем, но надеемся так ребят приготовить, что они с Божией помощью - физически здесь не подготовишь - все выдержат. Если они будут уметь молиться, если они будут надеяться на Бога, я считаю, их можно отдавать в армию и ничего с ними плохого не случится. Через трудности они пройдут достойно, и Родине послужат, и мужчинами станут. У родителей мерки, правда, часто другие... Мы же их, собственно, к войне готовим, к тому, что может прийтись с оружием в руках защищать Родину, и их могут убить, это естественно. Нужно, чтобы они не боялись смерти за Родину - той смерти, которая ведет в жизнь вечную. На исторических примерах мы очень много показываем и рассказываем, воспитываем патриотическое чувство. Воинские подвиги наших предков говорят, что за Родину до смерти нужно стоять и не жалеть о том, что жизнь, даже молодая, может прерваться.

- Патриотизм - это религиозная ценность?
- Патриотизм без религиозной категории - всегда извращен. Много я знаю патриотов, которые в Бога не верят, - это ужасные люди. Ужасен такой патриотизм, он может быть вреднее, чем прозападничество. По большому счету, такие люди в случае любой заварушки могут стать злейшими врагами. Это давно сказано великими, и я могу только повторить, что без Православия русский человек - это дрянь, каким бы патриотом или ура-патриотом он ни был. Я убежден, что Россию спасет только Православная монархия. Хотя, конечно, в настоящее время приход царя совершенно нереален. Мы не навязываем этого ребятам, но рассказываем и показываем, какой была самодержавная Россия, как жил и пострадал царь-мученик.
- Успехов и Божией помощи вам и вашим юным витязям!