Стягъ

Switch to desktop Register Login

27 Фев

Летопись Союза Русских Соколов

Опубликовано в Современность


Впервые о Сокольстве мы услышали в начале января 1991 года. Отец Николая Митрофанова (тогда — воспитанника Джанумова Николая Александровича), Лев Николаевич Митрофанов рассказал И.А.Джанумову о дореволюционном Сокольстве. Позднее другой воспитанник того же И.А.Джанумова — Воронов Иван собрал начальную информацию о Сокольстве по различным библиотекам Москвы. В результате его поисков выяснилось:
начало Сокольскому движению было положено в Праге 12 февраля 1862 года. Основателями и главными идеологами этого движения были Мирослав Тырш и Индриг Фигнер. Сокольство было задумано, как форма ненасильственного сопротивления порабощению и германизации славянских народов.
Тырш создал свою систему, которая легла в основу физического воспитания Сокольства. В своих «Основах гимнастики», изданных в 1868 году, Тырш отмечает огромное значение систематического телесного развития и его влияние на воспитание духовных качеств человека: выдержки, храбрости, настойчивости, понимания красоты, честности в борьбе, точности и привычки к систематическому труду. Это в значительной степени отличало труд Тырша от подобных трудов немцев, которые мечтали лишь о подготовке в Германии народного войска, в то время как Тырш заботился о том, чтобы правильным воспитанием тела и духа поднять в народе нравственный уровень, от которого зависит его жизнеспособность.
Созданная М. Тыршем теория и практика Сокольства является научно обоснованным социальным учением с практическим приложением к делу воспитания славянских народов.
В 1863 году в столице Словении — Любляне — было основано гимнастическое общество, названное «Сокол». Чехам это название пришлось по душе, и они в том же году тоже назвали свое общество Сокольским. Коло — по-древнеславянски — Солнце, со-коло — летающий под солнцем. Священная птица славян, символ княжеской власти.
Очень скоро, буквально в считанные месяцы, панславянские идеи Сокольства привлекли в его ряды большое количество сторонников и приверженцев, а уникальная по своей эффективности сокольская методика воспитания, основанная на старинных славянских традициях, позволила создать сплоченные и многочисленные организации в Чехии, Словакии, Сербии, Словении и Болгарии, а также и в странах, где проживали славяне-эмигранты.
К 1871 году чешское Сокольство насчитывает в своих рядах 13 тысяч человек. Но с этого года начинается преследование Сокольства Австрийскими властями, понявшими национальную сущность Сокольского Движения. Перелом к лучшему наступил с 1880 года, когда Сокольство стало проникать в более широкие массы народа и в них закрепляться. Этому в немалой степени способствовали войны балканских славян за освобождение от турецкого владычества и русско-турецкая война 1877-78 годов, давшая толчок славянскому самосознанию.
В России первое Сокольское общество появилось на Волыни в 1870 году в чешских колониях, а первая Русская Сокольская организация возникла в Санкт-Петербурге в 1879 году. Ее основали гвардейские офицеры столичного гарнизона — участники балканской кампании по освобождению болгарских братьев от турецкого ига. Идеи Сокольства нашли в России широкий отклик. 4-го мая 1883 года в Москве было основано «Русское Гимнастическое Общество», почетными членами которого были Л. Н. Толстой и А. П. Чехов. Ярыми приверженцами Сокольства и панславизма были такие выдающиеся личности, как легендарный «Белый Генерал» М. Д. Скобелев, великий преобразователь империи П. А. Столыпин, граф Бобринский, «король журналистики» В. А. Гиляровский, величайший Русский борец И. М. Поддубный и многие, многие другие.
Сам Государь Император Николай II уделял Сокольству большое внимание: с 1907 года Сокольская гимнастика и методика физического воспитания были приняты в Российской Армии в качестве основы общефизической подготовки личного состава. В процессе анализа причин поражения в русско-японской войне было выяснено, что уровень физической подготовки русских солдат не соответствует требованиям, предъявляемым войной. Были приглашены чехи Соколы-инструкторы. В результате один из них был награжден боевым орденом (орден и грамота хранятся поныне в музее истории Сокольства в Тыршевом доме в Праге).
С захватом же власти большевиками Сокольство в России было запрещено, а в 1923 году под личным руководством К. Радека и Н. Бухарина все известные Сокольские деятели были расстреляны.
Белоэмигранты создали за рубежом сильные Сокольские организации (в основном в Югославии) и свято хранили традиции русских Соколов, даже находясь на чужбине.
Являясь старейшим на сегодняшний день общественным движением в России, Сокол, опираясь на 140-летние традиции, выделяется главным образом пятью характерными чертами:
/. Сокол служит только Родине — он не является молодежным подотделом каких-либо политических или партийных структур, вне политики в лучшем смысле этого понятия. Поэтому он может объединять граждан России всех политических взглядов. Требуется лишь вера в Бога, любовь к Отечеству и личная порядочность. Сокол служит только России и своему народу.
2. Сокольской идее незачем искать врагов или инакомыслящие для оправдания своего существования, она наоборот, ищет друзей и соратников на ниве воспитания молодежи. Этим Сокольство укрепляет общественный мир и объединяет всех граждан вокруг основной цели — целостности и благоденствия всего народа Отечества. Сокольская идеология служения России, а через нее и всему славянству, кристально чиста. Она основана на совместном самосовершенствовании Соколов — духовном, физическом и интеллектуальном.
3. Сокольская формулировка «в здоровом теле — здоровый дух» ориентирует на работу по физическому воспитанию всего народа, а не претендентов на золотые медали и кубки. Очевидная польза такой позиции не только в оздоровлении генофонда страны, но и в том воспитательном значении для духа, чаяний и целей всего государства, которые прививаются молодым гражданам занятиями гимнастикой и рукопашным боем, допризывной военной подготовкой, любовью к походам и т.п.
4. Сокольство — организация всех возрастов, где всякий участвует по мере своих сил, интересов и возможностей. Оно, как и любая община, состоит из детей, молодежи, родителей и стариков — в этом есть сила и притягательность Сокольства, ибо община — сама жизнь. Любое мероприятие должно обязательно отвечать двум требованиям: обучать и воспитывать. Если хотя вы одно из этих требований не выполняется — это уже не по-Сокольски.
5. Сокольская система обучения и воспитания включает в себя понятие здоровой состязательности, но рыцарской, без угара азарта и враждебности, теперь столь очевидных на большинстве состязаний (особенно — коммерческих). Надо уметь искренне пожать сопернику руку, стать его другом, найти общий язык и общие интересы.
М. Тырш отводил в Сокольской системе предпочтительное место гимнастике. Мы же остановили свой выбор на русском стиле рукопашного боя, т.к. самодисциплина, сосредоточенность на занятиях, физическая сила и ловкость, глазомер и самообладание — это и есть элементы Суворовской «Науки побеждать», которой мы обязаны следовать, дабы стать похожими на тех «чудо богатырей», кровью и потом которых построена была Великая Русь. Сегодняшней России, как никогда, нужны именно такие молодые граждане, воспитанные на долге служения Отечеству.
Подробнее ...
26 Фев

Положим зачало

Опубликовано в Современность

Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.
Ис 40, 3
«Приносили к Нему детей, чтобы он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие».
Мк 10, 13-14

В последнее время много слов и разумных предложений говорится о пользе и необходимости воспитания юного поколения в исконно-историческом национально-патриотическом православном сознании, но, к сожалению, ещё очень мало совершается успешной деятельности в этом благом деле на практике.
Причин тому две. Первая причина та что, рассуждая об этой самой важной государственной проблеме, не предлагаются ни система, ни методика такого воспитания. Мало сказать и объяснить детям что то или то плохо, нужно полностью занять их досуговое время интересными увлекательными делами, заменяющими плохие удовольствия удовольствиями чистыми и святыми, в которых скрыта внутренняя польза их душе, принимаемая свободно. Необходимо всю жизненную энергию отрока направить на познание доброго и прекрасного, что есть в мире. Дать им возможность вкусить от древа жизни, от того, что укрепляет и развивает на созидание и святое творчество, а не от древа познания добра и зла, когда душа, вкусив запретных плодов, перестаёт стремиться к истинной жизни. Взыскует только то, что приятно органам физических и низменных душевных чувств, тешит тёмные стороны душевных сил, такие как страсти властолюбия, сребролюбия, вещелюбия, эгоизма, тщеславия и сластолюбия. А для этого должна действовать сильная общероссийская общественная организация, объединяющая в своих рядах всех болеющих за спасение наших детей, в том числе всех творческих педагогов, не обязательно профессиональных, но искренне убеждённых в пользе и крайней актуальности возрождения родной святоотеческой педагогики.
Вторая же причина давно открыта Господом в Евангелии «жатвы много, а делателей мало», мало было всегда мужественных подвижников со стороны гражданских и церковных лиц, желающих положить душу свою за юные други своя. Однако в ободрение не только Апостолам, но и нам, желающим потрудиться делателями-жнецами над белеющими нивами юных душ, Господь сказал укрепляющие слова: «Не бойся малое стадо… Се посылаю вас как агнцев среди волков, но мужайтесь, ибо я победил мир». В то время когда волки, собравшиеся в стаи еретиков, сектантов, неоязычников, прозападников, провосточников, шоуменов и других разложителей юного поколения проглатывают, без страха наказания со стороны государства, их сознание и нравственность, мы отсиживаемся в своих автономных мирках.
Помнится, такое уже было в истории, когда орды кочевников унижали самое сильное государство мира Древнюю Русь из-за его раздробленности и разделённости государственной воли. Воля сильная побеждает волю слабую. Сплочённость воль рождает соборную силу, непреодолимою никаким врагом, потому что в воле соборной почивает сила Пресвятой Троицы. Потеря соборности - потеря благодати Духа Святого, также как и в человеке, когда он теряет добродетельное единство ума, сердца и плоти. Ига бы не было, если бы чувство соборности победило сразу. Но Господу пришлось долго воспитывать нас удушающим монгольским игом только ради познания этой одной, простой, но великой истины.
И не каждый всерьёз воспринимает заповедь Господа нашего Иисуса Христа, сказанную в строгом повелительном увещании: «Пустите детей приходить ко Мне», не всякий её соотносит к себе. А эта заповедь говорит о проповеди Евангелия детям, о создании всех необходимых условий для духовно-нравственного воспитания юных душ.
Иоанн Златоуст, любимый духовный учитель русского народа, говорит страшные слова тем, кто не воспитывают своих детей, называя их детоубийцами. Вслушаемся в его речь внимательно: «Родить детей есть дело природы, а воспитать их в добродетели – есть дело ума и воли. Под долгом воспитания детей я понимаю не только то, чтобы не допустить их голодной смерти, чем люди, кажется, ограничивают свои обязанности по отношению к детям. Для этого не нужно ни книг, ни постановлений – об этом достаточно говорит природа. Я говорю о попечении образовать сердца детей в добродетели и благочестии, - долге священном, которого нельзя преступить, не сделавшись виновным, в некотором роде детоубийстве… Ваши дети будут довольно богаты, если получат от вас хорошее воспитание, способное упорядочить их нравы и хорошо устроить их поведение».
Признаем, не дети виноваты в своём неведении истинной истории бытия, а мы, взрослые, скрывающее от них то, что сами приняли даром по милости Господа. В действительности пора перейти от идей к делу, иначе промедлив ещё пару лет, Россия в умах и сердцах молодого поколения, перестанет существовать, и на месте высоких идеалов Родины будут величаться золотые тельцы и идолы-кумиры Америки, Европы, Индии, Японии и Китая. Тогда дети наши будут нам детьми только по внешним признакам, а по сути чужими, подданными других государств, чьи культура и мировоззрение им будут близки. Естественно, что такое поколение не удержит Россию в самостоятельности, но предаст её, продав за любую предложенную в раскрашенной упаковке «чечевичную похлёбку».
Сегодня вопрос о воспитании молодого поколения один из самых важных вопросов касающихся проблем безопасности России. Будет нестерпимо больно, если молодёжь утеряет все высокие ценности, ради сеяния которых усердно ныне печётся Святая Русская Православная Церковь.
Хорошо сказал иерей Сергий Мансуров, что Церковь есть преемственность святых. Об этой преемственности мы не должны забывать. Не будет воспитания, не будет преемственности. Начнётся апокалипсис, так как смысл бытия временного мира сведётся к нулю. Если мир это золотой прииск, где среди обычных песчинок ищутся золотые песчинки, среди душ неправедных души очищенные верой и покаянием, то стоит держать тот прииск, который даёт доход. Нет дохода, нет смысла продолжать его содержание.
Если мы свет, горящий на наших свечах, не передадим идущим за нами, то значит, этот свет нас ничему не научил, и мы остались во тьме. Тьма, которая идёт за нами это наша тьма. И если мы не посетим сидящих в темнице неведения, в больнице худомыслия, не накормим алчущих познания, не оденем раздетого безкультурьем и не примем странника под свод церковного крова, то мы не познаем Любовь Христа, не познав Его Любовь мы не познаем Его, а значит, будем чужды Его общения и вечного причастия в вечности.
У каждого поколения свой подвиг. У нашего - возвращение из Вавилонского плена на Родину, которая для нас то же, что для древних евреев Иерусалим. Как нам вернуться, когда не надо никуда идти? Плен у нас другой - духовный. Пленено иностранными философскими системами наше сознание, наш ум, наше сердце и воля. Тело одето в чуждые одеяния. Интеллект заражён чуждым менталитетом. Музыку мы слушаем чужую, и язык наш стал чужероден предкам. Философия жизни подчинена одним материальным благам. Времени не хватает, чтобы сесть и подумать: «где мы?». Так один египетский старец часто задавал себе вопрос: «где я?», то есть, «где находится моё сознание, не пленили ли враги ум какою-нибудь постороннею мыслию?». Значит, правы святые учителя, говоря, что вся наша брань должна направляться на блюдение помыслов, ибо от них начинает своё движение душа, передавая телу уже воплощение идей, заключённых в помыслах.
Если вернутся наши души к Святой Руси как идеалу земной жизни и если мы своих детей не оставим в Вавилонском пленении, то выполним подвиг назначенный нашему поколению Свыше. Отсюда следует, что на данный временной период главное дело для нас это православная педагогика и просвещение. Однажды великий старец-пустынник увлёкся помыслами греха и уже хотел их исполнить, но на пути в город повстречал молодых иноков, которые попросили его ответить на их вопросы. Поговорив о духовных спасительных предметах, он внутренне почувствовал в себе изменение, ему стало легче отринуть греховные помыслы, так как благодать, присутствующая в его словах вернула ум к памяти о Боге, и он сказал сам себе: «что это я других врачую, а о себе не забочусь?». Встал и пошёл обратно на подвиги. Так же будет и с нашим пассивным поколением, как только мы объединим свои усилия для духовной педагогической работы с молодёжью. Мы сами окрылимся ревностью о Господе. У нас будет стимул держать себя в духовной форме.
Если говорить вслед за Архимедом - укажите мне точку, и я переверну землю, то в данном случае такой точкой является отечественная педагогика. Мы изменим землю наших детей, если применим в их воспитании отечественную педагогику. Лучи светящие параллельно, не образуют огня, а, соединяясь через линзу в одном центре, рождают пламя. Так наша организация, которая должна начать эту деятельность станет этой линзой, объединяя и направляя лучи наших воль к заветной цели. Ныне много проведено полезной работы во славу Родины и в помощь детям, но настоящего огня еще нет. Необходимо возрождение святой отечественной педагогики.
Внимательно послушаем мудрые слова Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II: «Церковь всегда была со своим народом и в радостях и испытаниях. У каждого народа есть собственное лицо, уникальный душевный склад, неповторимый характер. В разных народах раскрываются разные способности, у каждого свой образ мысли и мировосприятия. Безумное подражание чужому может только помешать раскрыться своему… Школа изменяет свой тип и устроение. Но какой бы она не сложилась, она должна унаследовать лучшие особенности отечественной школы и выполнить своё главнейшее назначение - дать нравственные ценностные ориентиры, научить детей самому необходимому. Без глубокой укорененности в родной отечественной традиции, выверенной опытом многих поколений людей, живших до нас, этого заведомо не получится… Необходима консолидация всех здоровых сил общества… Много могут добиться люди, болеющие за нравственную чистоту народа, согласные между собою в важнейшем и выступающие совместно… Важнейшая задача, общая для Церкви и всей системы образования, для воспитания в семье: как лучше помочь детям?»…
Прислушаемся к словам почившего в Бозе Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна: «Наше будущее зависит от того, сумеем ли мы ныне восстановить историческую преемственность русской жизни, осознать себя продолжателями великого русского дела, хранителями и защитниками духовных сокровищ тысячелетней российской истории».
На Первом съезде православной молодёжи Урала архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий сказал: «История строго осудит нас за молчание и бездействие в тот момент, когда для всех стала очевидна угроза самой жизни нашего молодого поколения. Сейчас совершенно ясно, что кризис в России имеет прежде всего духовную природу и происходит от утраты народом духовно-нравственных основ национального бытия. Отсюда следует, что первой важнейшей нашей заботой, должно быть образование и воспитание молодых поколений — наших наследников».
На Архиерейском соборе Русской Православной Церкви председатель Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата игумен Иоанн (Экономцев) в своём докладе о православном образовании точно заметил: «Сама по себе забота старшего поколения о воспитании заступающего ему на смену младшего поколения – это универсальная функция человечества: Господь вложил в природу человека заботу родителей о детях, которая обязательно включает передачу опыта старших младшим…
Итак, основными принципами православного образования являются христоцентричность, личностный характер обучения через единство семьи, прихода и школы, опережение морально-нравственным образованием рационально-информативного, воспитание в учащихся сознания греха, научение делами любви, литургичность, напоённый неоскудевающей радостью во Христе аскетизм, привитие навыков нравственного восприятия красоты и культуры, воспитание чувства общечеловечности и патриотизма, а также чувства сотварности с природой и глубоко нравственного отношения к окружающему нас миру. На этой основе формировалась национальная русская культура, самосознание нашего народа, его духовные ценности. Благодаря этим началам каждый раз после тяжких бедствий Россия возрождалась, как птица Феникс, целою и невредимою».
Воспитание есть превосходное питание сокровенного внутреннего человека, помогающее восходить ему от силы в силу в нравственном и культурном совершенстве, подходя к первым ступеням духовного состояния. Без первого не будет второго. Здание не устойчиво, если фундамент слаб. И без крепкого нравственно-патриотического воспитания не успеть в духовном совершенстве. Даже древние философы, которые были по свидетельству блаженного Августина не далеки от прозрений в богословские истины христианства, именуемые неоплатониками, говорили, что первая добродетель есть гражданская. Из этого следует мысль, что тот человек, который не достойно строит свою жизнь в обществе, не способен ни к какому высокому стремлению духа. А если сказать на богословском православном языке, то добродетельное отношение гражданина к своему земному отечеству закладывает в его душе свойства необходимые для жизни в вечном пакибытии, в Небесном Царствии. Таким было миросозерцание русских людей. Например, они считали, что добродетель послушания властям земным развивает способность послушания Власти Небесной, любовь к своим близким рождает любовь к вечным своим согражданам на Небе. Защищая Царя на войне, мы в первую очередь защищали свою веру.
Наше отечество, будучи полностью воцерковлённым, можно назвать Царствием Божиим на земле. Молитва от русских людей, произносимая к Господу каждый день по несколько раз «да будет воля твоя яко на Небеси и на земли», то есть «да будет всё на нашей земле также праведно происходить и быть как это есть по Твоей воле в жизни небожителей Твоего Царства на Небесах» становится основой патриотического чувства христианского русского сердца. Воззрение на Русское Государство как на школу подготовки к Государству Вечному рождало в руссиче благоговейное глубочайшее чувство к своей Родине. Выражено это понятие святым праведным Иоанном Кронштадтским: «Перестали понимать русские люди, что такое Русь! Она есть подножие Престола Господня. Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский».
Есть четыре рода сердечной почвы, на которую падает семя Сеятеля Истины, но только одна из них приносит плод, это добрая почва. Значит, для того чтобы успешно сеять слово Божие в сердца молодых людей необходимо помогать им делать их сердца добрыми. В этом роль педагогики и заключается.
Все святые говорят, что сердце есть корень нашего существа, самая суть наша, значит, педагогика должна в первую очередь ставить задачи изменения сердца в сторону доброго, полезного, и святого. А для этого одни уроки теоретические мало подходят, так как говорит апостол Павел: «внешнее знание надмевает, а внутреннее назидает». Легко глазами увидеть звёзды, но долететь до них дело совсем другое. Ум легко запоминает информацию, даже святую, но чтобы выполнить на практике, хотя бы одну заповедь Евангелия, необходим подвиг всего человека от всего сердца совершаемый в долгое продолжительное время.
Поэтому предлагаемая нами воспитательная система зиждется на основе древнерусского мужского образования и воспитания, периода героического становления Святой Руси, ставшего важным условием для, воистину, подвижнической жизни русского народа, создателя самого обширного христианского Государства. История нашей Родины есть продолжение исторического развёртывания Библии, точнее сказать Евангельской проповеди Нового Завета, продолжение подвига апостольства в славянских и близлежащих им народах, продолжающаяся и в наши дни. Дело огромной сложности и мужества. Для верности в житии своём по Евангелию Русь понесла большие труды. Но главной заботой была практика воспитания нового рода предыдущим по благочестивым обычаям и заветам благоверных отцов хранителей Православия.
Неужели сердце ленивое и эгоистичное будет следовать духовным наставлениям? Нет, никак, и это ясно осознавалось на Руси. Не даром сложилась русская поговорка, что воспитание должно начинаться, когда дитё лежит поперёк кровати. В этом вся соль воспитания. Об этом в древнем патерике говорится: однажды старец, желая объяснить ученику тайну о борьбе с пороками, сказал ему: пойди, вырви малое деревце, тот легко вырвал деревце, позже сказал старец вырвать деревце побольше, много приложил труда юноша, прежде чем у него получилось, а когда старец показал на деревце ещё большее, то, сколько бы ни старался ученик, сил у него не хватило. Поэтому та воспитательная система может быть успешной, которая начинает свою педагогическую заботу над воспитуемым как можно раньше. Младой несмысленный ум ещё не может знать, что полезно ему, а что нет. Юное существо, поражённое прародительским грехом, начинает тянуться к приятному и избегать неприятного. А задача педагога научить чадо любить доброе, даже если при этом нужно страдать, и научить отвращаться от зла, даже если оно притягивает сладостью и внешней красотой. Воспитание должно сопровождать ребёнка ежесекундно через постоянную заботу наставника. Воспитание это постоянное общение наставника с воспитанником.
Цель воспитания древнерусской методики состояла в том, чтобы украсить юношу такими нравственными и психологическими качествами и свойствами, которые соделали бы крепким и неразрушимым фундамент вечного дома спасения его души. По этой системе воспитания возмужали бесчисленные русские святые, такие как первые князья-мученики Борис и Глеб, Мстислав Храбрый, Андрей Боголюбский, Михаил Тверской, святые благоверные князья Александр Невский, Дмитрий Донской, флотоводец Феодор Ушаков и многие другие. А также не канонизированные мужи-герои, внесшие в устроение и защиту Родины неоспоримый драгоценный вклад, которым мы пользуемся до сих пор; великие князья Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Даниил Галицкий, Юрий Долгорукий, схимонах Александр Пересвет, князь Димитрий Волынский-Боброк, воевода Михаил Бренк, князь Димитрий Пожарский, атаман Ермак, полководцы Александр Суворов, Михаил Кутузов, адмирал Павел Нахимов и многие, известные и неизвестные заступники земли русской. На их добродетельной поучительной славной жизни и должны воспитываться современные юноши, так как они их прямые праправнуки по крови и прямые наследники по уникальной русской культуре и славному могучему русскому языку.
Все, кто пламенно любит Россию и готов постоять за неё не только словом и делом, но и самою жизнью своею должны поддержать идею объединения всех искренних патриотических организаций и частных лиц в одну. Чтобы, следуя историческому примеру объединения русских полков под знамёнами святого благоверного князя Димитрия Донского образовать добрую благочестивую силу и с помощью Божией потрудиться в области нравственного воспитания юного поколения и победить лютых врагов – забвение, неведение и равнодушие. Не даром об этих пороках святые отцы говорили как о главнейших и начальнейших, как о причинах всякого зла, а равнодушие даже называли «трепроклятым». Только кропотливой практической работой возможно одолеть Зло современной антикультуры, яростно обрушившейся на территорию умов и сердец наших детей.
Ныне, очевидно как никогда, - к какому культурному древу привьётся юношество такой и будет Россия. Нам предстоит поучиться у родной истории и возродить уникальное явление русской цивилизации - святоотеческую педагогику. Только в её методике заложены истинные ценности и духовно-нравственные традиции, способные изменить нравственное состояние нашей молодежи – будущего народа России.
Посмотрим на прошедшие века, дрожь берет, вспоминая о руссах, со славою погибших на полях бранных, чтобы мы и ныне говорили на великом, могучем и прекрасном русском языке. Сколько наших легендарных соотечественников видели смыслом своей жизни приумножение духовных сокровищ нашей удивительно прекрасной Отчизны. А мы чувствуем ли себя их потомками, не предали ли мы их славные дела своей инфантильной вялостью и малодушной трусостью?
Кто победит в новой и самой страшной из всех войн - информационной? За кем пойдут наши дети и внуки? Откроем ли мы им тайну души русского человека – Православие, или нет, зависит от объединенной кропотливой координационной работы, требующей решительности и мужества, терпения и любви, настойчивости и вдохновения.
Мы горячо убеждены, что такое объединение патриотических сил России на основе святоотеческой педагогики поможет Воскресению Святой Руси! Не надо сидеть, сложа руки, и ждать от политиков понимания и помощи в этом вопросе, так как дети не являются их электоратом, и вследствие этого они не обязаны отвечать за их судьбу. Необходимо самим показать добрый и эффективный пример воспитательной работы. Тогда будет возможно привлечь внимание государственных мужей к этой давно назревшей проблеме Отечества. Начнём сами действовать снизу, от земли, от народа, ведь мы имеем на это все права. Ибо дети – наша плоть и кровь, и нам выбирать для них низменную педагогику попкультуры или педагогику родную, святоотеческую, высоконравственную, основанную на тысячелетних духовных традициях.
Предстоит благородная борьба, но не автоматом и штыком, а словом о Правде и Истине, непосредственной организационной просветительной работой с детьми. Если Вам близки и дороги эти чаяния и мысли, то вступите в ряды ВОО ВОЮВ \"Дружина\", вложите свою посильную лепту в фундамент новой России, послужите ей своими талантами!
Старец Кирилл Павлов говорит, что Господь целует и намерения человека. Так начнём дело отечественной православной педагогики с освящения помыслов. И в укрепление наших намерений вместе помолимся к Пресвятой Троице: «О, Пресвятая Троица! Просвети наш разум и открой его для получения мудрости в трудах на этом всероссийском педагогическом поприще! Объедини наши сердца в заботе о детях, которым Ты дал временное бытие ради познания вечного Твоего благобытия в Твоём Царствии! Дай нам радость войти в соработу к Тебе, в преславное благовестие Твоего Евангелия! Да станет Россия верна Тебе, как и прежде, и не будет нам стыдно перед отцами нашими за разорённую Родину, совершившими множество трудов и пролившими свою православную кровь нас ради и нашего спасения! Аминь».
http://www.volga-sloboda.ru/school/about-school.htm
Подробнее ...
22 Фев

23 февраля в Кузьминках пройдет

20 Фев

Подползание к вожатому


Около 200 человек отметили 15 февраля в концертном зале «Каприччио» г. Южно-Сахалинска праздник Сретения Господня и День православной молодежи. Он отмечается на Сахалине уже во второй раз. Экстремальные условия - сильная метель не помешали воспитанникам четырех воскресных школ областного центра собраться и принять участие в концерте. Молодые прихожане в течение полутора часов общались за празднично накрытыми столами и показывали друг другу заранее подготовленные сценки.
Встреча началась с выступления секретаря Южно-Сахалинской и Курильской епархии игумена Тихона (Доровских) рассказавшего об истории праздника. По преданию старцу Симеону-одному из переводчиков книг Ветхого Завета явился ангел и предсказал что он увидит Мессию – Спасителя мира. Симеон прожил очень долгую жизнь, ожидая исполнения пророчества. В час, когда Дева Мария и праведный Иосиф Обручник принесли в иерусалимский храм младенца Иисуса, Божиим Промыслом туда был призван и старец Симеон. Взяв ребенка на руки, он произнес слова, являвшиеся свидетельством о пришествии в мир Сына Божия: "Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов…". «Таким образом и каждый из нас должен стремиться к встрече с Богом» – сказал отец Тихон.
После слов напутствия на сцену стали выходить представители школ. Воскресная школа прихода во имя святителя Иннокентия, митрополита Московского подготовила сценку «Потерянная радость». По сценарию маленькая девочка Нина с помощью добрых поступков обретает некогда утраченную радость общения со своими ближними и друзьями. После выступления Воскресной школы настоятель прихода протоиерей Виктор Горбач провел конкурс с загадками на библейскую тематику. Правильно отвечавшие, были награждены шоколадками. Ребята показали хорошие знания, на некоторые вопросы отвечая хором.

Ребята из прихода в честь Смоленской иконы Божией Матери взяли за основу русскую народную сказку «Репка», стараясь показать, как важно вовремя сказанное доброе слово. Оказалось, для того чтобы вытянуть репку из земли достаточно попросить сказочный овощ об этом.
Воспитанники воскресной школы прихода во имя святителя Николая Чудотворца в стихотворной форме рассказали о том, как много интересного можно узнать на занятиях в воскресной школе. В этой сценке приняла участие и преподаватель церковно-славянского языка Лариса Дорофеева, которая несколько дней назад вернулась из Москвы с XV юбилейных Рождественских образовательных чтений, в рамках которых состоялась презентация ее книги-азбуки церковно-славянского языка.
Как сообщает «Портал-Слово» написанная в стихах, она ориентирована на ребят в возрасте 10-12 лет. Изображение каждой буквы сопровождается небольшим стихотворением на церковнославянском языке, в котором используются слова, начинающиеся с этой буквы. Рядом приводится небольшой словарик с тематическим комментарием, с помощью которого ребенок мог бы разобраться в прочитанном. На другой странице разворота помещены еще нескольких слов на эту же букву, также с пояснениями. Например, букву "е" сопровождает стихотворение о рождественской ели, а в комментариях говорится о событии праздника Рождества Христова, об Эдеме и Вифлееме. Таким образом, в сознании юного читателя, знакомящегося с азами богослужебного языка Православной Церкви, закрепляется представление о его неразрывной связи с событиями церковной истории.
Гостями праздника стали участники фольклорного ансамбля «Истоки», участники которого занимаются возрождением русских народных инструментов. Многие из присутствующих впервые смогли не только увидеть настоящие гусли, но и услышать, как красиво они играют в руках опытного исполнителя. Музыканты исполнили несколько песен.

Издревле на Руси накануне Великого поста во время празднования масленицы устраивались турниры, на которых все желающие могли померяться силами. Следуя традиции, учащиеся кадетской школы из Братства Александра Невского, выступив на вечере, показали приемы рукопашного боя.
В завершении концерта учащиеся Воскресной школы кафедрального собора спели песню и показали сценку о строительстве храма.
Совместное празднование Воскресными школами праздника Сретения Господня и Дня православной молодежи становится доброй традицией для православного Сахалина. Юные участники праздника уже готовятся к следующему торжеству.
Подробнее ...